…Все к счастью, Господа!
После полугодового перерыва на сцену «Галерки» возвращается комедия А.Н. Толстого «Касатка» в постановке петербургского режиссера Сергея Ражука, художников — Бориса Петрушанского и Натальи Гапоновой, композитора Сергея Шичкина.
Причина столь долгого отсутствия спектакля — прибавление семейства в нашем театре-доме, ибо, как говорил герой названной пьесы Желтухин, — «самое главное в жизни — любовь-с во всех проявлениях, остальное все, поверьте, не заслуживает большого внимания! Одна любовь-с!» К слову сказать, сам Алексей Толстой слыл весьма влюбчивым человеком. Женился в девятнадцать лет. Историю своей первой любви называл провинциально-наивной. В этой связи становятся понятными истоки целомудрия и мечтательности многих его персонажей. Все последующие романы Алексея Николаевича характеризовали его как человека веселого, открытого всем дарам и соблазнам бытия. Любящие женщины были красивы, образованны и мудры. Именно они вдохновили художника на создание нескольких пьес под общим названием «Комедии о любви». Толстого увлекали истории нетипичные, с необычными человеческими взаимоотношениями. «Я устроен так, что влекусь ко всему летящему, текущему, опрокидывающему…» Пьеса «Касатка» написана в 1916 году «одним духом». В это время драматург был страстно влюблен в поэтессу Наталью Крандиевскую. Толстой не скрывал, что идея нравственного возрождения личности под влиянием всепобеждающей любви стала основной в его предреволюционном сценическом наследии. Эти комедии незамысловаты по сюжету, можно сказать — предугадываемы и предсказуемы с первого акта. Но драматург не боится сюжетно открывать карты, ибо, по его мнению, «сила пьесы не в таинственности перспективы, а во все большей (от действия к действию) полноте и глубине раскрытия характеров героев, смысла их выборов и поступков».
«Касатка» — одна из самых сценичных пьес Толстого. Удостоена Грибоедовской премии. Ее отличают увлекательный и стремительно развивающийся сюжет, непрерывность действия, обьемные и острые характеры, внутренний драматизм при внешнем комизме. Первый раз комедия была поставлена в декабре 1916 года Московским драматическим театром. Спектакль был очень хорошо принят публикой и с тех пор имеет счастливую сценическую жизнь. В пьесе параллельно развиваются судьбы трех пар: князь — Касатка, Илья — Раиса, тетушка — Желтухин. Алексей Толстой рассказал простую историю о том, как бесхарактерный игрок, разорившийся князь Вельский, его невеста Марья Косарева и «друг детства» Абрам Желтухин уезжают, а скорее — бегут из Петербурга в усадьбу к тетке на Волгу, чтобы скрыться от долговой тюрьмы и найти какой-либо выход из создавшегося положения. Тетушка Варвара Ивановна встречает всех накануне большого события. Ее воспитанник Илья женится на добропорядочной девушке Раисе. Но в любви четырех произошло все «с точностью до наоборот»…
Режиссер Сергей Ражук, тонко уловив игровую стихию драматургической природы Толстого, берет молодых, способных, не похожих по способу существования актеров и пропитывает всех каким-то единым веществом…
Отсутствие наработанных штампов, искренность, возрастное попадание, максимальная отдача «любовного четырехугольника» придали спектаклю чрезвычайно свежее звучание. Актеры: Мария Старосельцева — Касатка, Евгения Смаженко — Раиса, Сергей Шоколов — князь, Александр Карпов — Илья, вместе с мастерами сцены: Валерием Скорокосовым — Желтухин, Ириной Вышегородцевой — тетушка — разыграли историю любви трех самобытных пар с той мерой увлеченности и страсти, которая явила зрителям комедию мощного эстетического обаяния. Режиссер построил спектакль на соединении яркой театральности, игривого тона с тонким лиризмом и психологическим правдоподобием. Артисты существуют легко, в меру куражливо. Им явно приятен мир, созданный на сцене. В игровой стихии убедителен и придуманный Сергеем Ражуком персонаж на пристани (артист Леонид Гусаров), который непосредственным участием и общением с героями создает и раскрывает в спектакле простую формулу зрительского восприятия: «К тому, что происходит на сцене, относитесь несерьезно, господа! Но это очень серьезно, потому что дело касается любви-с!»
Интересны все без исключения сыгранные характеры, потому что полифоничны. Их любопытно анализировать, наблюдать развитие. Резкая, порывистая, ироничная, не верящая в любовь князя Касатка (Мария Старосельцева) внутренне преображается в усадьбе тетки. Сильное чувство к Илье возрождает в ней мягкость, кротость, слабость, способность к самопожертвованию — знакомые черты классического русского женского характера. Актриса меняет пластику, становятся задушевными и искренними интонации, появляется свет в глазах. Мария Старосельцева тонко чувствует природу драматического. Она внутренне подвижна, эмоциональна, темпераментна. Ее Касатке веришь, сочувствуешь.
Воспитанник Илья (Александр Карпов) первоначально преподносит себя этаким строгим хозяином, не по годам рачительным и Экономным, с манерами «ученого педанта». Совсем другим становится Илья, влюбившись заново в Касатку, потеряв голову. Актер находит очень выразительные краски, выстраивает отношения с Машей, на высоком душевном накале. Вместе с тем его Илья и смешной, и нелепый, и по-детски наивный. Однако в страсти — безудержный и, сопротивляясь обстоятельствам, настойчиво доказывает свое человеческое право на выбор. Актер ведет роль на грани комического и драматического, что делает его персонаж личностью неординарной.
Сергей Шоколов купается в роли князя Вельского. Природа актера такова, что, несмотря на никчемность, мелкость, безвольность играемого им князя, последний не вызывает у зрителей отрицательных эмоций. Актер Шоколов имеет большое комическое и лирическое обаяние. Замечателен дуэт Вельского и Раисы, трогательный, нежный, комичный. По-другому воспринимается князь. В нем вдруг открывается способность защитить свою любовь, появляются утраченное самолюбие и гордость.
Роль Раисы — успешный дебют в «Галерке» Евгении Смаженко. Актриса органична в каждой сцене. Раиса — ребенок, собравшийся замуж… Мечтательный, непосредственный, чистый. Но любовь преображает и ее. В финале перед нами вовсе не слабое существо. Напротив, сострадательность к князю перерастает в способность вдохнуть мужество в бесхарактерного Бельского и как-то изменить его образ жизни.
Любовь в спектакле — сила, движущая и сюжет, и смысл пьесы. Именно возникшее (наверняка впервые в жизни!) чувство в душе тетушки (Ирина Вышегородцева) в корне изменит отлаженный до мелочей образ жизни Варвары Ивановны. Пара Желтухина (Валерий Скорокосов) и тетушки производит магическое впечатление. Каждый из актеров вышивает свой рисунок роли с большим мастерством и фантазией. Это тот счастливый случай, когда получаешь художественное наслаждение именно от искусства игры, от блестящего партнерства, когда не хочется покидать зрительный зал после спектакля, как будто возможно, как на концерте, повторить «на бис» какой-либо полюбившийся фрагмент.
Замечателен в спектакле творческий союз режиссера и художников из Петербурга — Бориса Петрушанского и Натальи Гапоновой. Образно, красиво, умно, в соответствии с драматургическим материалом и замыслом режиссера решено сценическое пространство. Образ качелей, как диалектика жизни, как воспоминание о далеком и милом детстве, как зыбкость и неустойчивость человеческой судьбы, как падение и долгая боль при безудержном раскачивании… Качели — это полет, это вдохновение на счастливое будущее… Не зря каждый персонаж в спектакле стремится оторваться от земли, дабы ощутить себя частью неведомого, но такого манящего пространства. Спектакль Сергея Ражука о любви — полетной, романтической. Любви, которая способна изменить отношение человека к жизни, да и саму жизнь. Симпатичную музыку написал омский композитор Сергей Шичкин. Она тонко помогает раскручивать действие, гармонично сцепляет эпизоды, не являясь сугубо иллюстративной.
Приятно, что «Касатка» в новом году набирает второе дыхание… Ничего, что долго не играли. Как сказал полюбившийся зрителям Абрам Желтухин: «Все к счастью!».
Татьяна Антонова