Все началось с кооператива «Березка»
– Владимир Федорович, вы по первому образованию филолог, но еще в студенческие годы стали актером. Почему ваш отец был против этого вашего выбора?
– Отец был офицером. И он, и мать считали, что актер – это не профессия. Мама-украинка говорила, что это вытребеньки, то есть причуда. Я родился в Риге, где служил отец, а вырос в Казахстане, куда переехали родители. Мама родом из Кировоградской области, а отец – из сибирских столыпинских переселенцев с Украины.
– Вы были актером в пяти театрах: Кустаная, Алма-Аты, Норильска, Омского ТЮЗа, Майкопа. Когда потянуло к режиссуре?
– Когда работал в Майкопе, поступил на актерское отделение ГИТИСа. И там начал ставить этюды, что-то придумывать как режиссер. А в Майкопе поставил спектакль о Высоцком – в 1986 году, когда никто еще, кроме Николая Губенко, не ставил о нем. Спектакль был хорошо принят. Это был первый режиссерский опыт.
– А как родилась идея создания своего театра?
– Когда окончил ГИТИС с красным дипломом, мой мастер Павел Осипович Хомский, художественный руководитель театра имени Моссовета, предложил мне двухгодичную режиссерскую стажировку у него. И все однокурсники мне завидовали. Я согласился, начал оформлять документы. А потом не поехал, подумал: лучше создам свой театр. Я всегда говорю: везет гениям и дилетантам. Я был дилетантом, потому что даже не подозревал, через что придется пройти, чтобы получился театр. Я думал создать театр, который будет колесить по области, по городам и весям.
– «Галерка» начиналась с театра на колесах?
– В 1990 году начинали с нуля. У приятеля был строительный кооператив «Березка», а банк не выдавал наличных денег, только на зарплату. Но не все стройматериалы можно было купить по безналу. Кооператорам подсказали: создайте побочное производство. Им стал наш театр. Мы купили старый автобус «Кубанец», ездили на нем по Омской области. А потом перешли в Дом учителя. Днем играли сказку «Мисюська», а вечером – концерт.
После праздника
– И вскоре перед началом спектаклей стало звучать: «Театр «Галерка» аэрокосмического объединения «Полет». Как это произошло?
– Сначала, в феврале 1991-го, мы получили статус муниципального театра. А потом я был сценаристом и режиссером пышных праздников по случаю 50-летия «Полета». Привез Льва Лещенко, гусляра из Вологды, фейерверк из Харькова. Потом в беседе с председателем профкома Виктором Михайловичем Титовым предложил: пусть предприятие будет вторым учредителем театра. Собрали президиум профкома, был поднят вопрос: а куда деть самодеятельность? Я говорю: «Самодеятельность по-прежнему сможет заниматься в ДК «Юность», мы еще и поможем». Титов поставил точку в спорах, сказал: «А я ему верю. Он такой нам праздник сделал».
– А как «Галерка» получила статус государственного театра?
– Было время задержки зарплаты на 9 месяцев. Вошел в кабинет человек и говорит: «Вы знаете, что молодые актеры стоят с гитарой и кружками в подземном переходе у кинотеатра «Маяковский»? Он вышел, а я тут же написал письмо Леониду Константиновичу Полежаеву. Отвез его в пятницу, а во вторник узнал о резолюции губернатора: «Есть смысл забрать в область». Это было в 2004 году. Процесс тянулся без месяца год.
Назад, к Тургеневу!
– Когда сформировалась идея: «Галерка» будет продолжать традиции русского психологического театра?
– Сразу. Я смотрю на театр, как явление, с точки зрения трезвого, умного, образованного русского мужика, который пришел на спектакль, потому что его привела жена. Если то, что он увидел на сцене, его каким-то образом согрело, зацепило, то я считаю, что это и есть настоящий театр, потому что он должен быть для всех. Есть фильмы Андрея Тарковского – для интеллектуального среза общества. А есть «Калина красная» Василия Шукшина, которая близка и понятна и рабочему, и профессору, и врачу.
В 2012 году мы были на гастролях в Киевском театре Ивана Франко по приглашению Богдана Ступки, с которым познакомились в Омске на фестивале «Академия». Когда приехали, его уже не стало, и мы посвятили гастроли его памяти. Вдова Богдана Сильвестровича каждый вечер была в директорской ложе, а потом организовала для артистов фуршет. Она сказала: «Вы играете так, как сегодня уже не играют – просто и ясно». Я вспомнил Льва Толстого: «Все мысли, которые имеют последствия, всегда простые».
– «Галерка» – театр русской пьесы. Почему для вас это важно?
– У меня есть замечательный друг – писатель Владимир Николаевич Крупин. Был пост, мы сидели у него, чаи гоняли. В гостях у него был молодой англичанин Саймон. Я его попросил прислать из Лондона газетную страницу с репертуаром театров. Он прислал. И я не увидел ни одного иностранного имени, ставят только англичан. То же самое в Италии, Японии… И Чехов, и Достоевский есть на сценах мира, но только как исключение. Все заняты собой, своим искусством, своим театром, и только мы одни занимаемся общечеловеческими ценностями. Наши актеры иногда предлагают: «Давайте поставим современную зарубежную пьесу». Я говорю: «Вы видели фильмы или спектакли, где они играют нас?» – «Это всегда смешно» – «И когда мы играем их, тоже смешно».
– Вы открыли зрителям много прежде неизвестных авторов…
– Неизвестных, потому что в советское время был джентльменский набор пьес, признанных вершинами драматургии. А горы и пригорки были забыты. Мы купаемся в изобилии русской литературы. «Замужняя невеста» Шаховского идет много лет. В новом здании обязательно восстановим спектакль «Фрол Скабеев» Аверкиева… Мы поставили всего Александра Вампилова. Я начал работать над его пьесами и не мог остановиться – в Вампилове каким-то чудесным образом сконцентрировано все лучшее, что было в русской драматургии. У нас пять спектаклей по пьесам Степана Лобозерова. Он написал «По соседству мы живем» – и сразу 300 театров поставили пьесу.
– Театр получил немало наград на фестивалях. Какая особенно дорога?
– Актеры спрашивали: почему мы не участвуем в фестивалях? Я говорил: «Рано». Мы впервые поехали на фестиваль «Байкальские встречи у Вампилова» в 1999 году. Показали «Прошлым летом в Чулимске» и получили Гран-при. На фестивалях «Золотой витязь» наградами были отмечены четыре наших спектакля: «Во всю Ивановскую» – серебряным витязем, «Лето Господне» и «Деньги для Марии» – бронзовым и «Сергей Есенин» – дипломом. На фестивале «Театральный Олимп» в Сочи бронзовый приз получили за «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского.
– Чем вы сейчас увлечены?
– Тургенианой. Когда-то Луначарский возопил: «Назад, к Островскому!» А мне хочется воскликнуть: «Назад, к Тургеневу!». Есть мечта поставить «Привычное дело» Василия Белова, мы взяли на это разрешение вдовы писателя. Еще хочу, чтобы был у нас спектакль «Тамбовская казначейша» Михаила Лермонтова. Планов много. А главная мечта – новоселье.