Ударим Островским по кризису
В подмосковной Лобне завершилась весенняя фестивальная страда. Сначала в пятый раз завертелась «Веселая карусель» кукольников. Этот международный фестиваль принимал Театр «Куклы и люди», а потом настала очередь лобненского Театра «Камерная сцена» принимать гостей XIV Международного фестиваля «Русская классика».
Нынче о кризисе только немой не говорит. И все экономят, экономят. Культура в этой ситуации всегда крайняя. Организовать театральный фестиваль нынче, да еще после избирательной компании, сожравшей деньги города и спонсоров, ох как трудно. Но «есть кризис экономический, но нет кризиса духовного», как сказала бессменный председатель жюри, театральный критик Элеонора Макарова. Что и доказали участники, устроители и зрители. За свой счет в пятый раз приехал драматический театр «Галерка» из Омска, в третий раз – камерный драматический театр из Вологды, впервые – Смоленский камерный театр; приехала актриса Вера Муйович из Белграда с моноспектаклем по Цветаевой; Драматический театр из болгарского Враца, приняли участие московские и подмосковные театры. Как всегда, афиша удивила пьесами забытыми и полузабытыми. Изящный водевиль здесь соседствовал с драмой.
В первом блоке фестиваля, молодежном, самому маленькому актеру из Химкинского Театра «Волшебные краски» было всего четыре года. Открывали фестиваль ребята – дошколята из театральной студии «Солнышко» под руководством Натальи Зотовой, в необыкновенно красивых костюмах, с хороводными песнями и играми. Все школы города и театральные студии приняли участие. Горечь не только за судьбу маленького человечка, а всей России, была в спектакле Театра «Парус» (режиссер В. Соловьев) из подмосковного Ступина. Еще одной педагогической и режиссерской удачей Елены Греховой (ДК «Красная поляна», Лобня) стал спектакль по произведениям Саши Черного, призванный лучшим. Ведь ребята в студию приходят нередко из очень сложных семей.
Второй блок открывали хозяева премьерой – спектаклем по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль получился динамичным, ярким. Режиссеру Николаю Круглову и актерам удалось найти новые краски, новое звучание в произведении, вроде бы всем хорошо известном. Глумов у В. Дьяченко шустр, энергичен, хамелеонист необыкновенно. Подстать ему и маменька (Л. Новокрещенова). Сразу видно, что таланты сына – наследственные, да еще закрепленные воспитанием. А пара Мамаевых? Грузный подагрический любитель поесть и дать совет Мамаев (В. Аксенов) до сих пор жалеет о недавних преимуществах положения барина-крепостника. Импозантная светская львица жена его Клеопатра Львовна (Г. Лысенко) хоть и имеет постоянного поклонника – либерального болтуна Городулина (Г. Юдин), отнюдь не равнодушна к восторженным излияниям племянничка, а в порыве ревности на все горазда. Дворянка из купчих Турусина (Н. Малышева), суеверная ханжа, решает судьбу племянницы с помощью гаданья и ворожбы. Сцена с Манефой (А. Пухова) вполне современна. В нашем нынешнем вторичном ренессансе невежества и средневековья эта публика неплохо себя чувствует. На этот раз у Глумова по чистой случайности все сорвалось. Но это общество – его общество. Он им нужен, а они – ему. И маразматику Крутицкому (С. Огурцов) для литобработки его бредней, и Городулину для писания спичей, и дядюшке с тетушкой. Так что место теплое и невеста с приданым у него еще будут.
Омский театр любит удивить спектаклями по произведениям, давно забытым. Вот и в этот раз – водевиль А. Шаховского «Не любо – не слушай, а лгать не мешай» и комедия А. Островского «Что ни дело, то комедия». В мрачноватое кризисное время, наверное, побольше таких спектаклей нужно – в классическом ключе, с большим вкусом оформленных, с интересными режиссерскими и актерскими находками. Недаром жюри отметило за лучшую режиссуру Владимира Витько, за лучшее исполнение мужской роли – Антона Зольникова, сыгравшего в них главные роли – самозабвенного враля Зарницкина, предшественника Хлестакова, и недалекого, но безобидного купеческого сынка Андрея, и Олега Белова – за оформление и костюмы.
… Лучшим спектаклем жюри признало «Ангела» по пьесе А. Вампилова в постановке Анны Неровной (московский театр «Бенефис»). Вампилов нынче автор востребованный. А один из занимавших его вопросов – непонимание, жестокость людей друг к другу – то, что давно стало бедой нашего общества. И кто он, человек, способный на бескорыстный поступок? Неужели только ангелам это дано?
На будущий год у Лобненского фестиваля – полукруглый юбилей. Событие для города значительное, да и для области, ее культурной составляющей – тоже. На открытии фестиваля первый заместитель главы города А. Куманова сказала, что фестивальная цепочка не должна прерваться. Да будет так. Назло всем кризисным передрягам.
Нина Нечаева, газета «Культура» №23 (7686) 18-24 июня 2009 года