Театр людей
Об омской «Галерке», одном из восьми театров этого сибирского города, московским критикам известно немного, хотя у себя на родине «Галерка» пользуется авторитетом. Мне давно хотелось ее увидеть, поскольку слухи об этом «оазисе сибирского традиционализма» дошли, конечно же, до столицы, пробудив закономерный интерес.
Когда два года назад, так же как в этот раз, в конце апреля, я собиралась лететь в город Томск, мне обещали: «Будет совсем тепло, весна!» В Томске же перед самым Первомаем еще только начался ледоход на реке Томь, сопровождавшийся ураганным ветром и снегопадом. В Омске мне тоже обещали весну — но стояла зима и валил снег. Сибирь…
«Галерка», созданная в 1990 году режиссером и актером Владимиром Витько, расположена отнюдь не в центральной части города — в связи с чем это название приобрело, так сказать, географический отпечаток. Хотя жители центра, влюбленные в этот театр, именно сюда ездят специально. Трехсотместный зал всегда полой, и аншлаги тут — норма. Едут сюда в том числе и в поисках тонкой, дружелюбно-заботливой атмосферы, являющейся частью общего стиля «Галерки». Тут обязательно играет музыка в фойе, специально подобранная к каждому спектаклю; мягкий, уютный зал; демократичный, доступный по цепам даже школьнику, буфет; предусмотрительно неторопливые антракты, заканчивающиеся лишь тогда, когда зрители, успевшие выпить кофе и съесть пирожные, уже готовы этот буфет покинуть; в финале — автобусы разных маршрутов, за счет театра поданные к подъезду, чтобы развезти публику в другие концы города. В антракте у билетеров можно купить не только программку идущего спектакля, по и цветные фотографии, запечатлевшие его сцены.
Собственно, теперь-то мы и подошли к главному, чем замечательна и отлична от других омских театров «Галерка». Владимир Витько, создавая ее, имел четкую, осознанную программу театра, не похожего на привычную «общерепертуарную» сцену, на которой есть все что угодно: любые пьесы любых авторов и всевозможных жанров, зарубежное вперемежку с нашим, трагедия рядом с каким-нибудь развлекательным пустячком. Его же программа была такова: создание русского психологического театра, взращенного в основном на репертуаре отечественной классики и продолжающего традиции отечественной реалистической школы. В некотором смысле театр-заповедник, изучающий исконную русскую драматургию и классического русского героя с его национальным характером и типично русскими «вопросами духа». Театр вне авангарда и постмодернизма, вне того, что называют «современностью» и «модой». Словом, предпринята была романтическая попытка создания оазиса прекрасного традиционализма.
Естественно, спектакли самого Владимира Витько, как идеолога этого направления, составляют основу репертуара «Галерки». И как режиссер он настолько выразителей, что всегда можно схватить его за руку, говоря: «Да, мы хорошо знаем Владимира Витько, вот его излюбленные темы, нот его любимый колорит!» Этот романтик реализма, что бы он ни ставил — тургеневского «Нахлебника», пьесы Вампилова пли прозу Крупина, — обязательно предпочтет «жизнеописательный» стиль концептуальному режиссерскому деспотизму, а «чувствование» у пего будет преобладать над «идеями». Реалистическая живопись его спектаклей не скупится на подробности, сценическое время адекватно жизненному, а просторные картины русского характера являют главную силу его постановок. Его театр — это «театр людей», с серьезнейшим подходом ко всем имеющимся лицам пьесы и подробнейшей партитурой человеческих отношений.
В спектаклях Витько нам запомнится актер и еще раз актер, но не постановочные ухищрения. Запоминается типичный персонаж этого режиссера — пребывающий па пике эмоций, в моменты сильнейших жизненных потрясений и в максимальном напряжении страстей. Юрий Гребень, играющий Кузовкипа в «Нахлебнике», имеет такие душевные взлеты и пронзительные мгновения, которые делают его абсолютным властелином зрительских сердец, заставляя их вновь открыть для себя эту забытую тургеневскую пьесу. Или вот «Прошлым летом в Чулпмске»: в пьесе, давно отыгранной и зачеркнутой нашей сценой, роли прожиты на таком тонусе, что общая буря чувств, бушующая на сцене, может сравниться с истинно шекспировскими бурями.
Однако при всем авторитете Витько в его театре нет режиссерского диктата и однообразия. Двери «Галерки» открыты для самых разных постановщиков, которые приглашаются сюда из всевозможных мест — хоть из Петербурга, хоть из Москвы или из Адыгеи — и которые неустанно обновляют палитру этой сцены.
Например, петербуржец Станислав Илюхин, поклонник эксперимента и гротеска, внес в магистральным жанр «Галерки» собственные тона. Его «Женитьба Белугина», поставленная по пьесе А. Островского, блеснула формальной изощренностью и версификационным мастерством. Спектакль был поставлен в «профильном» разрезе, сцена напополам рассекала зал, а чеканно прорисованное действие превращалось и веселую и злободневную притчу.
«Фрол Скабеев» Д. Аверкиева поставлен тем же Илюхиным, но уже в традициях национального романтизма. По постановочному размаху, смелости и богатству костюмов (тут все утопает в натуральных мехах, из которых поголовно всем персонажам сшиты роскошные русские шубы) этот спектакль даст фору столичной сцене. Он восхитительно красив как зрелище, полный живописных картин патриархальной русской жизни Поэтический же текст Аверкиева наполнен таким напряжением и огнем, актеры играют па таких предельных и даже отчаянных тонах, что переизбыток внутренней страстности делает все происходящее похожим на оперу.
Кстати, постановочная культура «Галерки», какой спектакль ни возьми — высочайшего класса. Сценография и сценические эффекты, как правило, отменной виртуозности. На оформление спектаклей тут не скупятся, полагая это делом чести. Например, декорация «Короля Лира» (одной из немногих зарубежных пьес «Галерки», где, кстати, сам Витько играет Лира) с четырьмя водными бассейнами на сцене и сказочными костюмами, выполненными на заказ в Петербурге, может представить собой музейную ценность. Костюмы уже описанного мною «Фрола Скабеева», «Женитьбы Белугипа» и «Дяди Вани» столь дороги и изысканны, что только диву даешься и не знаешь, с чем же сравнить этот размах и гурманство.
Чеховский «Дядя Ваня», одетый в изысканные белые одежды, был, конечно, тоже чрезвычайно искусным и щегольским зрелищем. Поставил его Нальбий Тхакумашев из Адыгеи. Рассказывая о нежных, красивых, изящных людях, безжалостно унесенных ветром времени, спектакль показал нам общую драму несостоявшихся судеб этих красивых и гармоничных людей, носящих свои тонкие белые одежды. Сам дядя Ваня, яростно сыгранный Владимиром Витько, драматизмом и буйством чувств определил трактовку этой пьесы, став ее центром.
В омской «Галерке» удивительные актеры. Мне самой, к примеру, хотелось бы еще раз посмотреть «Дядю Ваню», чтобы увидеть, как играет главного героя во втором составе Юрий Гребень. Вам бы я настоятельно рекомендовала посмотреть Гребня в роли Мечеткипа в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» и, конечно, Фому Опискина в его исполнении. Еще — насладиться дуэтом Гребня и Анатолия Кузнецова в «Весельчаках». Обязательно увидеть молодого актера Олега Курлова во «Фроле Скабееве», а Александра Сидорова в «Женитьбе Белугина» — если, конечно, вы сможете оказаться в Омске в ближайшее время.
Ольга Игнатюк
Московский Обозреватель