С "Галерки" видно все
Хоть я и хорошо знаю театральную провинцию, объездив многие города и театры, но вот в Омске никогда не была. Московские коллеги в редакции одного из журналов посоветовали недавно. Поезжай и посмотри в Омске «Галерку». Не пожалеешь о путешествии». Я не пожалела.
Омск — город театральный, в нем восемь театров, но про «Галерку» почему-то известно мало. Хотя ей уже восемь лет. Словом, начнем с исторических сведений.
Родилась «Галерка» в 1990 году благодаря Владимиру Витько, ее отцу и хозяину, а также бессменному художественному руководителю. Название «Галерка» — это воспоминание о юности, когда Володя Витько, будучи старшеклассником Алма-Аты, учился там в театральной студии, называвшейся также. После чего прошла целая жизнь (или полжизни, это как посмотреть, поскольку Витько стукнуло недавно ровно пятьдесят), в которой был филфак, потом режиссерский факультет ГИТИСа, большой актерский стаж и, как закономерный итог, — свой театр.
Располагается «Галерка» отнюдь не в центральной части города (в связи с чем это название приобрело и географический отпечаток). Жители центра, любящие этот театр, сюда ездят специально. Трехсотместный зал всегда полон, и аншлаги тут — норма. Едут сюда в том числе и в поисках дружелюбно-заботливой атмосферы, являющейся частью общего стиля «Галерки». Тут обязательно играет музыка в фойе, специально подобранная к каждому спектаклю, здесь уютный зал, доступный по ценам даже школьнику буфет, в финале — автобусы разных маршрутов, за счет театра поданные к подъезду. В антракте у билетеров можно купить не только программку идущего спектакля, но и цветные фотографии, запечатлевшие его сцены.
Собственно, теперь-то мы и подошли к главному, чем замечательна и отлична от других омских коллективов «Галерка». Владимир Витько, создавая ее, имел четкую программу театра, не похожего на привычную «общерепертуарную» сцену, где есть все что угодно — любые пьесы любых авторов и всевозможных жанров, зарубежное вперемежку с нашим, трагедия рядом с развлекательным пустячком. Его же программа была такова: создание русского психологического театра, взращенного в основном на репертуаре отечественной классики и продолжающего традиции отечественной реалистической школы. В некотором смысле это театр-заповедник, изучающий русскую драматургию и классического русского героя с его национальным характером и типичными «вопросами духа». Театр вне авангарда и постмодернизма. Словом, была предпринята романтическая попытка создания оазиса прекрасного традиционализма.
Естественно, спектакли самого Витько как идеолога этого направления и составляют основу репертуара «Галерки». Этот романтик реализма, что бы он ни ставил — тургеневского «Нахлебника», пьесы Вампилова или прозу Крупина, — обязательно предпочтет «жизнеописательный» стиль концептуальному режиссерскому деспотизму, а «чувствование» у него будет преобладать над «идеями». Реалистическая живопись его спектаклей не скупится на подробности, сценическое время почти адекватно жизненному, а картины русского характера являют главную силу постановок. Его театр — это «театр людей», с серьезнейшим подходом ко всем действующим лицам пьесы и с подробнейшей партитурой человеческих отношений.
В спектаклях Витько вам запомнится актер и еще раз актер, но не постановочные ухищрения. Типичный герой этого режиссера — человек, пребывающий на пике эмоций, в моменты сильнейших жизненных потрясений и в максимальном напряжении страстей. Юрий Гребень, играющий Кузовкина в «Нахлебнике», имеет такие душевные взлеты и пронзительные мгновения, что становится абсолютным властелином зрительских сердец. Или, например, в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» роли прожиты на таком тонусе, что общая буря чувств, бушующая на сцене, может сравниться с истинно шекспировскими бурями. Однако при безусловном авторитете Витько, в его театре нет режиссерского диктата и однообразия. Двери «Галерки» открыты для самых разных постановщиков, которые приглашаются сюда из всевозможных мест — Петербурга, Москвы или Адыгеи — и неустанно обновляют палитру этой сцены. Например, петербуржец Станислав Илюхин, поклонник эксперимента и гротеска, окрасил магистральный жанр «Галерки» в собственные тона. Его ‘Женитьба Белугина» Островского блеснула формальной изощренностью и версификационным мастерством. Спектакль был поставлен «в профиль», сцена разрезала зал пополам, а чеканно прорисованное действие превращалось в веселую и очень злободневную притчу.
«Фрол Скобеев» Д.Аверкиева поставлен тем же Илюхиным, но уже в традициях национального романтизма. По постановочному размаху, смелости и богатству костюмов (все утопает в натуральных мехах, из которых персонажам сшиты роскошные шубы этот спектакль даст фору любой столичной сцене. Он восхитительно красив как зрелище, полное живописных картин патриархальной русской жизни. Поэтический же текст Аверкиева наполнен напряжением и огнем, актеры играют на таких предельных и даже отчаянных тонах, что переизбыток внутренней страстности делает все происходящее похожим на оперу.
Кстати, постановочная культура «Галерки» — высочайшего класса. Сценография и сценические эффекты, как правило, отменной виртуозности. На оформление спектаклей тут не скупятся, полагая это делом чести. Например, декорация «Короля Лира» с четырьмя водными бассейнами на сцене и сказочными костюмами, выполненными на заказ в Петербурге, может представить собой музейную ценность.
Чеховский «Дядя Ваня», одетый в изысканные белые одежды, оказался тоже чрезвычайно искусным и щегольским зрелищем. Поставлен он Нальбием Тхакумашевым из Адыгеи. Рассказывая о нежных, красивых, изящных людях, безжалостно унесенных ветром времени, спектакль показал нам общую драму несостоявшихся судеб. Сам дядя Ваня, яростно сыгранный Владимиром Витько, драматизмом и буйством чувств определил трактовку этой пьесы, став ее центром.
В омской «Галерке» удивительные актеры. Мне самой, к примеру, хотелось бы еще раз посмотреть «Дядю Ваню», чтобы увидеть, как играет главного героя во втором составе Юрий Гребень. Я настоятельно рекомендовала бы посмотреть Гребня в роли Мечеткина в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» и, конечно, Фому Опискина в его исполнении. Еще — насладиться дуэтом Гребня и Анатолия Кузнецова в «Весельчаках». Если, конечно, вы сможете оказаться в Омске в ближайшее время.
Ольга Игнатюк
«Культура», 1998