"Галерка" играет "Колчака"
Все возвращается на круги, своя. Мы вновь с пристрастием обратили свой взор на историю России. Пристально вглядываемся в прошлое, пытаемся найти ответы на вопросы: почему мы стали такими? Что заставило нас превратиться из русских в «совков», чем сопровождался этот мучительный процесс?
Адмирал Александр Васильевич Колчак… Что мы знаем о нем? Он был одним из руководителей российской контрреволюции. Сухая энциклопедическая справке гласит; «Время пребывания у власти Колчака; характеризуется чудовищными насилиями над трудящимся населением Сибири и Урала, организацией зверских карательных экспедиций, выжигавших целые селения, и военной расправой с бастовавшими рабочими». Но теперь мы не верим на слово запыленным энциклопедическим томам, не без основания .полагая, что в них далеко не все и не совсем так сказано. Мы обращаемся к документам и архивам и получаем совершенно другую картину, наполненную фактами биографии и личными переживаниями.
Колчак был не только адмиралом, но и ученым, путешественником, океанографом. Он по праву находится в одном , ряду со всемирно известными Потаниным и Пржевальским.
Восточный фронт был основным в гражданскую, здесь решались судьбы . Многих людей, а главное — участь России. И мы, ныне живущие, должны представлять, как все происходило именно в Сибири, на нашей земле. Поэтому далеко не случаен выбор омского театра драмы и комедии «Галерка» -один из последних «его спектаклей посвящен теме гражданской войны- «Адмирал Колчак» -это романтическая драма по роману русского писателя, живущего во Франции В. Максимова «Заглянуть в бездну».
Замысел режиссеров В. Витько и Г. Завалова заключается в том, чтобы показать личность А. Колчака как можно полнее и многограннее, во всех проявлениях человеческой натуры В спектакле есть все любовь и предательство, трагедия и лирические сцены, острог и прелести заграничной жизни. Нам представляется возможность видеть драму людей, готовых все отдать за единую и неделимую Россию, в ситуации выбора между жизнью и смертью. Действие пьесы охватывает сравнительно небольшой период — конец 1910 -1919 год. Оно начинается и заканчивается воспоминаниями женщины, горячо любящей и любимой, гражданской жены колчака А.В Тимиревой. В них много личного откровенного, подмеченного внимательным взглядом близкого человека.
Беседа с постановщиком спектакля Владимиром Витько.
Театра драмы и комедии «Галерка», приглашавшие на премьеру спектакля «Адмирал Колчак», без сомнений, привлекли внимание омских театралов. Еще бы, ведь многие уголки нашего города, многие его переулки и особняки сохранили память об адмирале, и еще одна версия судьбы не может не заинтриговать зрителя. В пользу репертуарного выбора говорит и авторитет Владимира Максимова, одного из писателей русского зарубежья, редактора известного журнала «Континент», автора романа «Заглянуть в бездну», послужившего основой для омском инсценировки.
Наш собеседник, режиссер-постановщик спектакля и художественный руководитель «Галерки» Владимира Витько, рассказал, как возникла идея премьерной постановки.
— Режиссер нашего театра Георгий Алексеевич Завалов — давнишний друг Владимира Емельяновича Максимов,у них, можно сказать, общие юношеские воспоминания. Прочтя роман Максимова «Заглянуть в бездну», Завалов загорелся этим материалом и предложил инсценировать роман.
Я долго сомневался, ведь работа над инсценировкой — дело тонкое, сложное, и не всегда оно удается. Но Георгий Алексеевич убедил меня, что надо попробовать.
Было множество вариантов, поначалу мы захлебнулись в изобилии авторских отступлений, в прозаическом тексте мы искали драматургическое зерно. Работа шла, с одной стороны, мучительно, но и радостно — потому что Максимов не только разрешил нам любые перестановки и сокращения, и о и благословил нас на этот труд.
— Александр Васильевич Колчак — фигура, привлекавшая и привлекающая внимание очень многих историков, исследователей, литераторов. Судьба в абсолютном смысле слова драматическая, видимо, рано или поздно она должна была стать предметом театра. Что вам открылось в этом характере?
— Сегодня история ставит все точки над «И». Сегодня ясно, что Колчак некого не обманывал, он просто хотел навести в странепорядок, как он этот порядок понимал. У него были самые добрые намерения, но политик он был никакой. Он был ученым, моряком, «непотопляемым адмиралом».
Драматизм этой судьбы еще и в том, что Александр Васильевич сохранял и отстаивал понятия чести, долге, совести в пору, когда все эти понятия в одночасье были преданы забвению и поруганию.
В какой мере историческая памяти Омска, архитектурная его среда помогли вам в работе над постановкой Естественно, что и дом Колчака, и Никольский собор, куда он ходил на церковную службу, давали толчок воображению. Но вместе с тем. Нам не хотелось ставить постановку на местную тему, Так же как мы не хотели делать спектакль про красных и про белых. Ведь главное в этой истории — человек, попавший в мясорубку истории. Мы не стремились оправдать или очернить нашего героя, а хотели показать живого человека, смятенного, страдающего. Задача в актерском отношении не простая. Зато, на мой взгляд, сегодня всеобщая театральная и социально-психологическая проблема: усвоить и, с другой стороны, понять логику поступков аристократов «серебряного века», людей одухотворенных, верующих, лучистых…Трудна, конечно, трудно. Но наши актеры были к этому готовы, потому что к этому моменту они уже сыграли в «Банкроте» Островского, «Осенней одури» Некрасова,Эти работы дали предпосылки для нового спектакля, И все же удалось ли актерам «Галерки» приблизиться к этой человеческой природе в новом спектакле! Приблизиться — да. Ведь нынешний человек привык скрывать свои чувства, не обнажаться перед толпой, да и чувства, конечно, измельчали. А тут — такая насыщенность духовной жизни. В нашем спектакле основную романтическую нагрузку несет Ирина Вышсгородцева, исполняющая роль Анны Васильевны Тимиревой, и Виктор Черноскутов — Колчак. Эта актерская пара приехала к нам недавно из Петропавловска, что в Казахстане. Без них и спектакль ставить не имело бы смысла. Возможно, кому-то из публики сценографическое решение премьерного
спектакля покажется слишком перегруженным, избыточно декоративным. Как шли поиски зрительного образа постановки! В эскизе Игоря Петровича Конкина нам понравилось уже само разграничение правого и левого. Андреевский — флаг, красный флаг — это символы на шей жизни. А настоящая жизнь — в центре, посередине. Центр — это мир человеческий. Здесь и жизнь, и слезы, и юбовь. Двадцать эпизодов драмы мы стремимся играть как один большой эпизод, как миг, вмещающий судьбу и дух человеческий. Вы довольны первой реакцией публики, Владимир Федорович! Честно говоря, да. Возможно, люди соскучились по красивым чувствам, по душевному благородству, а мы им этот дефицит возвращаем.Ведь вы не станете спорить, что радио, телевидение последних лет, месяцев и дней словно, одержимы стремлением ввести человека в шок! А у нас люди смеются, плачут, радуются переживают. Этого и хотелось.
Светлана Нагнибеда.
«Омский вестник», 1992 год.