А завтра был аншлаг…
…Вот уже и в прошлом петербургские гастроли «Галерки». Но осталось волнение, которое еще долго будет подогреваться нашей эмоциональной памятью. Что ни говорите, а было грустно расставаться с городом на Неве, где первым великим режиссером стал сам император Петр. Мы бродили по городу-театру, любовались декорациями лучших итальянских сценографов, удивлялись смысловой точности » эстетике рожденных на века мизансцен. И, глядя на — это сегодня две мало похожие театральные системы, два почти несмыкающихся круга кровообращения, два разных типа жизни.
— Избалованная и пресыщенная петербургская публика. — поведал нам писатель Виктор Кузнецов незадолгодо начала нашего первого спектакля «Фрол Скабеев», — разучилась над «вымыслом слезами обливаться».
Похоже, мы все излишне закалились. Трудно поверить, почти невозможно согласиться, но привыкли, притерпелись к реальным драмам, трагедиям, смерти, крови. Фантазия какого гения может сегодня соперничать с нашей действительностью?
Всякие посещали мысли накануне открытия гастролей. В афише за 23 июня значился спектакль «Фрол Скабеев», любимый омским зрителем — не столь избалованным, но не менее взыскательным. Но имя драматурга Дмитрия Аверкиева, современника А. Н. Островского, напрочь забыто петербуржцами. Еще бы! Аж 25 лет назад в Александринке игрался этот спектакль. И вот неизвестный провинциальный театр из Омска предлагает Питеру свою версию… Сильно волновались актеры, тем более что на открытие приглашен Станислав Илюхин, режиссер -постановщик спектакля.
Зрителей было немного, но они на одном дыхании приняли русскую комедию о похождениях плута и вора Фролки Скабеева. Любопытно было узнать в антракте первые впечатления от «Галерки».
— Достойные декорации, изысканные костюмы, интересные сценические решения, полная отдача артистов… Никакого пи в чем налета провинциальной нищеты и заброшенности, — таково мнение режиссера киностудии «Лен-фильм» Игоря Москвитина (кстати, он посмотрел едва ли не весь наш репертуар и пригласил на кинопробы О. Курлова и П. Кондрашина). Как выяснилось на последующих спектаклях «Фрола Скабеева» (играли его 4 раза!), зрителей подкупала абсолютная раскрепощенность молодых актеров Олега и Елены Курловых, Светланы Суконьщиковой, Павла Кондрашина, работавших на пределе искренности. Яркий, зрелищный спектакль с добрым энергетическим полем все-таки встряхнул петербуржцев. Последний поклон актеры дарили уже полному залу благодарной публики.
Немногочисленный, но свой зритель пришел па «Рядовых» — когда-то в БДТ имени Товстоногова этот спектакль был обойден творческим успехом, и в памяти петербуржцев осталось неоднозначное отношение к пьесе А. Дударова.
Кто смотрел «Семейный портрет с посторонним», остался весьма доволен фейерверком актерского темперамента артистки Светланы Гассан.
Очень трудно определить в спектакле «Уходил старик от старухи». Кинут? Создают образы? Смотрят на своих героев со стороны с легкой иронией и нежностью? И то, и другое, и третье, и четвертое. Здесь жизнь запакована в образы топко и легко. В зрительном зале находились актеры-петербуржцы, которые когда-то видели эту пьесу в исполнении Елены Аросевой и Бориса Каширина — актеров Омского академического театра драмы. Растроганные ностальгическими воспоминаниями о друзьях-коллегах, господа Мазаева и Девяткин передали поклон поем актерам — омичам… Спектакль «Прощание в июне», оказывается, шел на сцепе театра на Литейном более 20 лет назад, незадолго до смерти драматурга Александра Вампилова, и он сам выходил на встречу со зрителями по окончании спектакля. Петербуржцам далеко не безразличен драматург Вампилов. И восприятие спектакля было неоднозначным: кто-то, посмотрев, остался счастлив, кто-то не принял сценическую версию «Галерки». К слову сказать, оценки и рассуждения профессионалов могут сильно расходиться с реакцией публики.
Это естественно и даже закономерно. Как естественно и то, что именно зритель, его пристрастия и вкусы в первую очередь определяют всю инфраструктуру театра.
Как бы то ни было, к аншлагу «Галерка» все-таки пришла…
Гастроли начали набирать силу со спектакля по Ф. Достоевскому «Шуты села Степанчикова». 1 июля актеры шутили дыхание заполненного зала — отсюда неподдельные энергетические затраты, которые вызвали адекватную реакцию у зрителей. Именно в Петербурге стало попятно, на сколько современен и необходим сегодня Ф. М. Достоевский всем нам. Научный сотрудник музея — квартиры Достоевского (Кузнечный переулок — 5/2) Мария Брусовани делилась впечатлениями в антракте:
— Мне по роду деятельности приходилось не раз видеть инсценировку романа Ф. М. Достоевского. Баша версия «Села Степанчикова и его обитателей» ввела меня в состояние жуткой тревоги: почему наш народ так неразборчив в авторитете власти, почему нас подчиняют Фомы Опискины? Мне стало страшно за будущее… Такое эмоциональное воздействие оказал на меня Фома Фомич в органичном исполнении актера Константина Левашова.
Вообще Петербург Ф. Достоевского преподнес нам несколько приятных сюрпризов: 7 июля спектакль «Шуты села Степанчикова» из Москвы (в качестве зрителя!) приехал режиссер-постановщик Сергей Стеблюк. Конечно, приятно, но и ответственно: сохранил ли театр режиссерский замысел?
В этот вечер на просмотре встретились два режиссера — Андрей Максимов, который ставит в настоящее время в БДТ имени Товстоногова «Село Степанчикова» (главные роли исполняют «звезды» — Евгений Лебедев и Олег Басилашвили), и Сергей Стеблюк, поставивший спектакль на омской сцене. О чем говорили два элитарных зрителя — нам неизвестно, но факт сам по себе совсем небезынтересный.
Признанным фаворитом гастрольного репертуара все же стал А.П. Чехов. Зрительское «браво» было обращено прежде всего к Войницкому — актеру Владимиру Витько.
Именно Чехов интересовал театралов — иностранцев. Зная содержание пьесы, они по-русски сентиментально переживали за нашу не очень счастливую жизнь… И за это спасибо…
О зрителе, который разделил с театром радость «быть услышанным», хочется сказать отдельно. Во-первых, нас посещали омичи, в силу разных причин оказавшиеся в Петербурге. В гостях был Юрий Зырянов — в прошлом актер Омского ТЮЗа; театровед, критик из Уральского университета (факультет искусствоведения и культурологии) Сергей Федоров, когда-то тоже игравший в нашем театре для юношества. Еще запомнился один омский зритель: заведующая филиалом института повышения квалификации ПТО прилетела па ученый совет в головной институт. Являясь постоянным нашим зрителем, Т.И. Южакова пригласила на Литейный, 51, всю кафедру гуманного воспитания во главе с доцентом Мосоловым В.А., чьи исследования по русской культуре нередко приходилось читать в журналах.
На каждом спектакле появлялись какие-то дорогие театру люди — педагоги актеров, коллеги по прежним театральным подмосткам, друзья, знакомые, наконец, появившиеся за 17 гастрольных дней поклонники, которые по нескольку раз ходили на полюбившихся актеров…
А что же актеры? Думается, они были рады встрече с вовсе (как выяснилось) не избалованной, а очень отзывчивой, деликатной и тонкой петербуржской публикой. Общение с культурой великого города расширило информационное, зрелищное, эмоциональное поле каждого из нас. Потрясающая красота города погасила нервозность, отрицательную энергию. Мы благодарны тем, кто нас услышал в Петербурге и кто понял в Омске, как необходимо молодому театру именно «по-крупному» начинать гастрольную деятельность. Хотя бы ради высокого уровня оценочных критериев.
Конечно, море признательности за поездку департаменту культуры и спорта администрации Омска; фирме «Мостовик», ПО «Полет». Праздник состоялся. Это было прекрасно!
Татьяна Бакулина