"А уж артишок, Варвара Ивановна, выгоню..."
Эти слова, произнесенные превосходно сыгравшим роль Желтухина заслуженным артистом России Валерием Скорокосовым, обращенные к не менее превосходно исполнившей роль Долговой актрисе Ирине Вышегородцевой, завершают спектакль омского театра «Галерка» по пьесе А.Н. Толстого «Касатка». Звучит музыка, актеры сами убирают со сцены рыбацкие принадлежности, связки рыбы, кукол — все навеянное фантазией художника-постановщика, лауреата национальной театральной премии «Золотой Остап» Бориса Петрушанского; матрос Панкрат (актер Леонид Гусаров) дает пронзительный финальный свисток, и все тонет уже не только в музыке, но и в нарастающих аплодисментах зала.
Актеры выходят на сцену, в руках у некоторых появляются бутылки, слышатся хлопки пробок. Шампанское, пенясь, льется в бокалы, как и должно быть на самом первом, премьерном спектакле. Вот уже у каждого актера в руке бокал, с ними по очереди соприкасается своим бокалом режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Сергей Ражук. А битком набитый зал стоя грохочет несмолкающими овациями. Оглушительный успех, иначе это не назовешь!
Спектакль воздействует очень сильно, и это не просто воздействие комедии с ее остроумием и счастливо разрешающимся конфликтным узлом, есть в нем нечто человечное, пронзительное; вдохновенно написанная пьеса, о которой сам Алексей Толстой говорил: «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку», -здесь находит свое решение, может быть, не похожее ни на одно из многочисленных прежних решений, во всяком случае, те постановки этой пьесы, что приходилось видеть раньше, больше смахивали на водевили, где цель постановщиков явно не выходила за пределы желания повеселить публику, но не вложить в нее доброе чувство, не заставить задуматься, отчего и серьезные строки текста словно куда-то исчезали, а в одной постановке даже исчез отнюдь немаловажный персонаж, Панкрат-матрос, о котором уже упомянуто, и который в спектакле Сергея Ражука играет роль связующего звена, да и роль ведущего тоже, хотя эту вторую роль он исполняет без слов, а только со свистком и с жестами. И это очень интересная режиссерская находка. Такого ни в одном другом спектакле по пьесе «Касатка» вы не увидите.
Не мог бы, конечно, хороший спектакль получиться без хорошей игры актеров. Но в «Галерке» она всегда обеспечена, труппа здесь сильная, каждый из актеров заслуживает доброго слова, и Мария Старосельцева, сыгравшая Касатку, и Светлана Романова, исполнившая роль Анны Апоплосовны, и Оксана Светлова — смешливая Дуняша-горничная, и другие. Личное зрительское восприятие выделяет Евгению Смаженко в роли Раисы и сыгравшего маленькую роль Стивинского Валерия Крячека. Усилиями всех актеров и достигается то, что несет в себе очищение, может быть, потому, что, как говорит в спектакле князь Вельский (актер Сергей Шоколов): «Любовь всегда очищает».
— Появление спектакля «Касатка» в нашем репертуаре не случайно, -сказал главный режиссер театра «Галерка» Владимир Федорович Витько, — это прямое продолжение нашей репертуарной политики. У нас уже есть одна пьеса Алексея Толстого — «Лентяй». И теперь мы приступим к работе над еще одной его пьесой, «Кукушкины слезы», правда, я думаю, название мы изменим. Эти три комедии — о любви. И что замечательно — все они написаны до революции, когда Алексей Толстой был абсолютно свободным художником, в широком смысле этого слова. Он талантливо хохмачил в этих своих ранних пьесах, он любил жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками. У него нет чеховской тоски, нет горьковской социальности, у него есть сама жизнь во всем ее разнообразии. Великолепные интриги, замечательные персонажи. И потрясающе колоритный русский язык! Причем действие всех трех пьес — и это тоже замечательно — происходит не в Москве и Петербурге (хотя и это там есть, но очень немного), а в центре России, на волжских просторах, в губернских городах, усадьбах, где и протекала русская жизнь со всеми ее страстями, нелепостями, игрой ума и чувств. У Алексея Толстого очень живые персонажи. Наш заслуженный артист России Скорокосов сказал: «В этих пьесах много мяса!» Грубо, но верно. С режиссером спектакля «Касатка» мы познакомились в 2000 году на праздновании 150-летия театра имени Охлопкова в Иркутске. Красноярцы привезли туда спектакль в постановке Сергея Ра-жука «Кто боится Вирджинии Вульф?» Я посмотрел его, и он мне — при том, что я не поклонник этой пьесы, — понравился. Мы договорились о сотрудничестве, в результате получилась «Касатка». Будем работать дальше, у нас есть мысли, есть выбор хорошей драматургии, сейчас мы находимся в процессе подготовки к новым постановкам. Премьера спектакля «Касатка» прошла в межсезонье, когда двенадцатый сезон «Галерки» уже закрыт, а до тринадцатого еще далеко. Театры обычно так и работают, как сказал Владимир Федорович, в это время сцена свободна, и для постановок есть все условия. Было дано пять спектаклей, они стали хорошим летним подарком для омских зрителей. Теперь «Касатка» прочно войдет в репертуар нового сезона.
Юрий Виськин.
«Омское время» 2002 год.