А строить театр мне нравиться!
На V Международном театральном форуме «Золотой Витязь» наша омская «Галерка» удостоена бронзовой награды в номинации «Театр больших форм» за показанную в столице инсценировку повести Валентина Распутина «Деньги для Марии». Новость, почти совпавшая с юбилеем художественного руководителя Владимира Федоровича Витько. Хорошее и даже в чем-то знаменательное совпадение, когда лично твоя достаточно уважительная высота судьбы с волнением, переживанием, радостью, размышлениями о тех дорогах, что позади, как фейерверком именинного праздника, озаряется еще одной творческой победой.
Безусловно, каждая из побед уверенно шагающего своим путем провинциального (в хорошем смысле этого слова) театра достойна уважения. Если в нынешнее время, когда в творческих делах «все дозволено», кто-то из нас живет по законам собственной внутренней нравственной цензуры, теплится огонек свечи надежд наших — еще не все потеряно для будущих поколений. Мудрейшее правило: «Кто-то должен…». Оно — о душе нашей, «дабы не оскудели родники, ее читающие и возвышающие».
Вот он и решил: «Я должен». Сколько смогу, сколько хватит сил и помощи небес. Только этих слов Витько не говорил, конечно, а ступенечка за ступенечкой строил свою судьбу — в Норильске, в Омском ТЮЗе, даже в Нальчике. Не взрывной, не мятежный, не рисковый по сути характера человек, он не просто взрослел и набирался актерского опыта, как многие другие. И то, что получит диплом и станет однажды режиссером, — не только им избранный вариант «сотворения самого себя». Только и не каждый рискнул создать свой театр. Такой, каким он его только и представлял — той высокой кафедрой, чтобы говорить о том, что волнует человека, мудро, достойно, уважительно. Вниз-то все же легче!..
Взращенный на дрожжах филологического образования, он им и остался — ценителем лучших образцов литературы, в прозе ли, в драматургии, в поэзии, главное, чтобы уберечь «во дни тягостных сомнений о судьбах моей Родины» от бездны бездуховности.
Сомнения и в себе самом — по плечам ли ноша? Что надумал: русский репертуарный театр! Допуская, конечно, и прекрасные образцы зарубежной драматургии, но главное — свое, «о нас, впечатанных во время». Чехов, Достоевский, Тургенев, Горький, а дальше — Шукшин, Вампилов (весь!), Распутин, Крупин… И «Деньги для Марии» для него (и для зрителей, для зрителей!) не трогательная до боли житейская история, а скорее урок, что вдруг да пригодится кому-то в нелегкий час.
У режиссера Витько вечное искушение — играть самому, благо что дан этот дар лицедейства и общения. Только в «Галерке» он сыграл 17 ролей. И каких! Войницкий («Дядя Ваня»), Муромский («Свадьба Кречинского»), Князь («Ханума»), Евланя («Во всю ивановскую»), председатель («Деньги для Марии»), Король Лир… И вызрела с годами та естественная полнота и глубина жития на сцене, что не может не звать — еще, еще!..
Мы ревизуем свои души по круглым каким-то датам: 30, 40, 50, 55, 60… Стоп! Владимиру Федоровичу именно 60. Ну и что, можно задать вопрос, сложилось — не сложилось? Те, кто ему не верил, кто в нем сомневался, пусть отвечают, как у них складывается. А у Витько все трудно, ибо планку для себя и для своего творческого коллектива он ставит все выше, выше… Так живет, так дышит.
Иногда судьба такие виражи выписывает! На галерку бегал смотреть спектакли парнишкой, а в восемнадцать лет пришел в театральную студию с названием «Галерка». «Мне сверху видно все…» Нет, не в том суть — смотреть свысока, а в том, чтобы постоянно тянуться вверх. Как дерево…
Это его исповедальные слова: «Храм Божий и храм искусства должны идти рука об руку и нести людям веру, надежду, любовь». Разве не об этом говорят и Чехов, и Распутин, и Крупин, и Вампилов?.. И это не случайное везение, что у многих спектаклей «Галерки» счастливая судьба: «Фрол Скабеев», «Дядя Ваня», «Прошлым летом в Чулимске», «Нахлебник», «Во всю ивановскую», «Ханума», «Свидание в предместье»… Так должно было случиться! И то, что Витько -заслуженный артист России, по заслугам. И то, что сегодня у «Галерки», показывающей свои спектакли на разных площадках города, перспектива в скором времени иметь свой дом в новом обличье, красивом и современном, — логично.
Режиссер С. Захаряк в статье о «Галерке» когда-то написал: «Казалось, рядом с признанным лидером российской провинции — Омским академическим театром драмы -не пробиться новому театру сопоставимой силы. Но… молодой театр явно нашел собственное место рядом с академическим.
Друзья — радуются, скептики -улыбаются. Улыбайтесь… Улыбка всем к лицу. Он еще нам «Братьев Карамазовых» обещает. Давно болеет этим романом, этой «драмой идей» молодых прошлого века. Очень хочется скорее увидеть афишу этой премьеры.
Конечно, самонадеянно и азартно звучат слова: «А строить театр мне нравится!» Да Бог в помощь, дорогой юбиляр! Говорят, что мужчин седины украшают, лишь бы, как утверждал известный поэт, «не было в душе ни одного седого волоса…»
Как молодо и прекрасно смотрелся Витько на своем бенефисе! Так, как в романсе: «Поверь, у жизни есть такая полоса…». И новые спектакли, и новые роли…
Виктория Луговская