Анатолий Кузнецов
Актерская судьба Анатолия Кузнецова удивительна. Он всегда знал, что будет служить сцене. Его первым театром и первой школой стал Омский ТЮЗ, куда он пришел, прочитав объявление в газете о наборе артистов вспомогательного состава.
Так распорядилась судьба, что студентом столичного театрального учебного заведения он не стал, слишком велик был конкурс. Мастерами Анатолия Кузнецова стали коллеги, а университетом — сама сцена. Большой удачей для молодого артиста оказалась учеба на курсах Всесоюзной театральной организации. Там он освоил искусство фехтования и даже получил право его преподавать. После 15 лет работы в Омске Кузнецов уехал на Камчатку, и в Камчатском драматическом театре остался на целых 23 года, сыграв немало ярких ролей.
Выйдя на пенсию, он решил вернуться в Омск. Казалось, актерство осталось в прошлом, и место вахтера — самый подходящий вариант. Но случайно Анатолий Кузнецов увидел афишу театра «Галёрка». Премьера. И. Тургенев. «Нахлебник». В главной роли Юрий Гребень. Артист, с которым Анатолий Михайлович работал в ТЮЗе. Теплая встреча после спектакля с бывшим партнером завершилась для Кузнецова неожиданно: знакомством с художественным руководителем «Галёрки» Владимиром Витько и приглашением в театр.
Первым спектаклем Кузнецова стала «Женитьба Белугина». И за те 10 лет, которые он отдал «Галёрке», Анатолий Михайлович стал ведущим артистом театра, любимцем омской публики. Среди его работ граф Глостер в «Короле Лире», Евланя в спектакле «Во всю ивановскую», Алан Люс в «Весельчаках», эвенк Еремеев в постановке «Прошлым летом в Чулимске» и многие другие.
За большие заслуги в театральном искусстве он был награжден Орденом «Знак почета».
А в 2000 году Анатолий Кузнецов получил приглашение от режиссера Алексея Германа на съемки в фильме «Трудно быть богом». Снялся в роли Вага Колесо.
Но кроме сцены у Анатолия Михайловича существовало множество других «страстей»: страсть к рыбалке и к вышивке, к фехтованию и к сочинению куплетов «под Вертинского», игра на гармони и составление кроссвордов, а еще — тяга к декоративно-прикладному искусству.
Скончался после продолжительной болезни 7 января 2009 года. Похоронен на Северном кладбище города Омска
Из материалов прессы:
«Человечность, цельность персонажей сродни самому Анатолию Михайловичу.
Никакие катаклизмы нашего дисгармоничного общества его не обозлили, не ожесточили, духовно не разорили. Напротив, в нем обострилась отзывчивость и особая готовность творить добро. Он любит поздравлять коллег-актеров, тщательно готовится, сочиняет куплеты Вертинского и блестяще их исполняет. А. Кузнецова запомнили в Иркутске. «Капустнический» парад юмора в дни фестиваля осенью 1999 года достойно увенчался куплетами Вертинского и «ударной волной» аплодисментов. Это был незабываемый вечер.
Вообще о Кузнецове можно писать книгу — человек талантлив во многих ипостасях. Нельзя не сказать, как виртуозно владеет Анатолий Михайлович искусством фехтования. На бенефисе актера «Галёрки» Виталия Баусова продемонстрировал мастерство шпаги, соблюдая абсолютную меру комедийной серьезности. Все в нем восхищало зрителей: остроумный текст, бравирующая пластика, грация движений и жизненная сила.
Общаться с актером — одно удовольствие: человек он интересный, с хорошей притягательной энергетикой. Смешно рассказывает байки, играет на гармони, красиво танцует — « по-старинному», оригинально рисует, вышивает гладью и крестом! В кассовом зале и фойе театра экспонируются уникальные макеты декораций спектаклей, сделанные его руками в подарок к юбилею «Галёрки».
Т. Бакулина
«Обретение второго дыхания», «Мир увлечений», 2001 г.
«Всю жизнь была у Анатолия Михайловича мечта — сняться в кино. Но случая как-то не представлялось. Правда, однажды всё же удалось услышать заветные слова: «Камера, мотор!» В то время он работал в Калужском театре драмы и вместе с труппой был на гастролях в Вильнюсе. А там как раз снимался фильм «Доктор Вера». Действие по сценарию происходило в госпитале, и актеры изображали группу раненых: лежали по койкам, а на их фоне снимались знаменитые Георгий Жженов и Николай Крючков. Таким вот «перебинтованным» был дебют Анатолия Михайловича в кино. И вдруг — приглашение от самого Алексея Германа!
— Интересное совпадение, но я уже второй актер Кузнецов из Омска, которого Герман будет снимать. Первым был Юрий Кузнецов — бывший актер Академического театра драмы: он играл в картине «Мой друг Иван Лапшин» (а сейчас каждую неделю появляется на наших экранах в сериале «Улицы разбитых фонарей» в роли подполковника Петренко по прозвищу «Мухомор». Авт.).
Сам Анатолий Михайлович впервые встретился с Германом на Ленфильме во время проб:- Выглядит он уставшим, но на съемочной площадке совершенно преображается: цепкий взгляд, внимание к каждой мелочи, деталям. Много репетиций проводит перед тем, как будет включена камера. Он наблюдает за работой актера и на ходу доделывает, лепит образ героя. Мне, например, пришлось сменить пять или шесть костюмов и множество различных вариантов грима до окончательного утверждения.
О. Авраменко
«Киноактером стал в … 63!», «НОС», 2000 г.
22 апреля в 14.30 в Государственном учреждении культуры Омской области «Киновидеоцентр» (ул.10 лет Октября, 195б) состоялся проект «Чтобы помнили: Анатолий Кузнецов». Программа, посвященная памяти об актере Омского драматического театра «Галерка», совместно подготовили специалисты «Киновидеоцентра» и учащиеся МОУ СОШ №1.
Ранее сыгранные роли:
Карпачев, сосед Елецких — «Нахлебник» (И. Тургенев)
Серебряков Александр Владимирович — «Дядя Ваня и другие» (А. Чехов)
Отец Лукьян — «Слон в летнюю ночь» (А. Копков)
Прохоров — «Студент» (А. Грибоедов)
Справедливый сапожник, королевский шут — «Жизнь Господина де Мольера» (М. Булгаков)
Евланя — «Во всю Ивановскую» (В. Крупин)
Алан Люс — «Весельчаки» (Н. Саймон)
Дирижер оркестра — «Завтрак у преподавателя» (И. Тургенев)
Гармонист — «Кукушкины слезы» (А. Толстой)
Князь — «Ханума» (Г. Канчели)
Захар Ильич Матвеев — «Татьяна Репина» (А. Суворин)
Носакин Алексей Алексеевич — «Лентяй» (А. Толстой)
Рукосуев, Базильский — «Провинциальные Анекдоты» (А. Вампилов)
Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов — «Свадьба с генералом» (А. Чехов)
Шааф, немец-гувернер — «Месяц в деревне» (И. Тургенев)
Карп, лакей Гурмыжской — «Лес» (А. Островский)