Владимиру Федоровичу Витько - 70!
Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ начинал актером, поработав в многих театрах Союза: Кустанайская драма им. М. Горького, Алма-Атинская Русская драма им. М. Лермонтова, Норильская драма, Омский театр юного зрителя, а также Русский Адыгейский драматический театр, город Майкоп. Окончив актерский факультет ГИТИСа, курс Павла Хомского, в 1989 году начинает строить планы по созданию собственного авторского театра. Его идея воплощается в 1990 году. 8 декабря актеры под руководством Владимира Витько играют первый спектакль — детскую сказку «Мисюська» омского драматурга Г.Завалова на сцене Дома учителя. В 1991 году у театра появляется собственное здание. С 2005 года по сей день в помещении театра идет капитальная реконструкция, и все 12 лет труппе приходится кочевать по другим сценическим площадкам города. Далеко не каждый коллектив сможет такое хотя бы пережить, а «Галёрка» и «планы выполняет, и на фестивалях места получает, и на гастроли во Францию и Италию катается». Все эти победы, конечно же, в первую очередь — заслуга Владимира Федоровича. Его железная воля, твердый характер, вера в свое дело помогли «Галёрке» достойно выстоять целую дюжину лет.
С первого дня основания главной идеей театра и его «фундаментом» является сохранение традиций русского психологического театра и актерской школы Станиславского, опираясь на репертуар отечественной классики и современной русской пьесы. Здесь на первое место выходит не художественная концепция режиссера, не дорогая и сложная сценография художника, а живое чувство, рожденное актером здесь и сейчас на наших глазах. Сохраняя мастерсво великих учитилей, Владимир Федорович создал прекрасную труппу талантливых актеров, а репертуару «Галёрки» могут даже позавидовать некоторые столичные театры. В афише можно встретить такие спектакли как: «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Холостяк» И. Тургенева, «В добрый час» и «В поисках радости» В. Розова, «Сергей Есенин», материалом которого послужили стихи великого поэта. В ближайших планах есть намеренье работать с произведениями Лермонтова, Распутина, Белова.
Ведя разговор о сохранении великой актерской русской школы, нельзя не отметить, что Владимир Витько сам является прекрасным ее носителем. Его блестящий талант был с блеском реализован в ролях мирового репертуара. Марат — «Мой бедный марат», Иван Войницкий — «Дядя Ваня и другие», король Лир — «Король Лир», Михаил Иванович Мошкин — «Холостяк», Шельменко — «Шельменко-денщик», Федор Павлович Карамазов — «Братья Карамазовы». Этот список лишь малая часть работ блестящего артиста. Но важно не только колличество сыгранных ролей, но и их качество. Одна из лучших на сегодня работ Владимира Витько — роль «Снегирева» («Братья Карамазовы»). Не смотря на то, что в спектакле это далеко не центральный персонаж, все зрители единодушно выделяют мэтра из всего актерского ансамбля. Играя, как бы роль шута, Владимир Федорович расскрывает зрителю всю трагичность отставного штабс-капитана, переживающего унижения и насмешки над ним и над его сыном Илюшечкой, который в конце концов умирает. Только настоящий русский актер может каждый раз играть практически на разрыв так, что в зале слышны всхлипы и вздохи.
Природа не обделила Владимира Федоровича и комедийным талантом. Зрители обожают художественного руководителя театра в загланой роли в спектакле, поставленном им же, «Шельменко-денщик» по пьесе Г. Квитки-Основьяненко. Блистая в этой роли своей «украинскою мовою» и яркой заразительностью, Владимир Федорович играл Шельменко не только в Омске, но даже в Украинском центре в Москве.
Кроме комедийных и трагедийных ролей в актерском репертуаре Владимира Витько есть образы на первый взягляд простых, но на самом деле обаятельных людей. Речь, конечно же, идет о Мошкине из «Холостяка» И. Тургенева. Весь спектакль художественный руководитель практически несет на своих плечах. Рисуя каждую сцену легко, без нажима, с какой-то практически юношеской энергией, мэтр вызывает зрительские овации в сценах с забавной и непутевой кухаркой, с тетушкой и со старым другом Шпундиком. Если в зале сидел бы Станиславский, то он наверняка сказал бы: «Не Верю!». «Не верю, что актеру, играющему Мошкина — 70 лет!».
Хотелось бы пожелать бессменному руководителю творческих сил, новых интересных постановок, и не терять присутствие духа в выбраном им художественном направлении.
Автор: Егор Витько