Сегодня в рубрике
Нальбий Тхакумашев – выпускник ГИТИСа имени А.В. Луначарского, курс О. Кнебель и А. Попова. Заслуженный деятель искусств России и Кабардино-Балкарии. Народный артист Республики Адыгея.
Нальбий Шабанович поставил в «Галёрке» три спектакля: «Дядя Ваня и другие» (1995 г.), «Свадьба Кречинского» (1995 г.), «Эх-ма, кутерьма!» по пьесам М. Горького «Дети» и «Завтрак у предводителя» И. Тургенева (1997 г.). К моменту приглашения Тхакумашева в театр на постановку пьесы Чехова «Дядя Ваня» за его плечами было 32 года работы главным режиссером и художественным руководителем в театрах Майкопа, Южно-Сахалинска, Оренбурга.
«Мне импонирует желание «Галёрки» строить театр на хорошей литературе. Работа над Чеховым – доказательство тому. Из всех пьес, которые я прочитал за последнее время, «Дядя Ваня» – самая современная. Решение поставить «Дядю Ваню» в театре «Галёрка» – это искренняя моя (и, думаю, коллектива театра) попытка чеховским языком, чеховскими характерами рассказать о себе, попробовать, насколько удастся глубоко поразмыслить о болевых точках сегодняшнего дня. Режиссер выступает, прежде всего, автором, создателем спектакля, а потом уже толкователем, организатором театрального действа. Притом, для меня интересны актеры живые, эмоциональные и думающие. В противном случае даже при интересном режиссерском замысле труд актеров становится вторичным, а в результате – сценическое искусство мертво».
(из интервью Н. Тхакумашева «Вечерний Омск», 1995 г.)
Вторая встреча режиссера с «Галёркой» – постановка пьесы русского драматурга А. Сухово-Кобылина «Свадьбы Кречинского». Спектакль был решен в жанре гротесковой комедии. «Свадьбой Кречинского» «Галёрка» открыла шестой театральный сезон.
«В постановке Н. Тхакумашева больше смеха, нежели содрогания. Пьеса чрезвычайно современна. Конечно, мало веселого в том, что большой и мелкий обман, шулерство с небывалой силой расцвели в нашей жизни. Но, как считает режиссер: «Посмотрим на это, «горько смеясь».
(«Вечерний Омск», октябрь 1995 г.)
«Представление «Эх-ма, кутерьма» родилось в муках по многим причинам: отсутствие денег на декорации, годовой перерыв в репетициях, потеря исполнителя главной роли Николая Анкундинова… и прочее. Но, как говорится, трудный ребенок в семье очень дорог родителям. Так и театр, собрав невероятные усилия всего коллектива – от актеров до гардеробщиц и контролеров – пригласил омичей на праздник души. Режиссер Н. Тхакумашев и художник К. Гагишвили соединили ярмарочно-балаганное действо в фойе с комедиями М. Горького и И.Тургенева на сцене. «Кутерьма», как процветающий стиль российской жизни, был представлен весьма необычно».
(«Омское время, 18.07.1997 г.)
«Такая россыпь актерских удач, как в «Кутерьме», честное слово редкость.… И ни на мгновение не упускает ритм действия, его интригу, сшибку характеров режиссер: щедро вынесены в зал игровые точки, точно найдены мини сцены в фойе для пролога».
(«Омская правда» 03.07.1997 г.)
Режиссер на репетициях не расставался с системой Станиславского, произнося актерам знаменитое «Не верю!». После этого короткого замечания – многое менялось в сторону успеха.