Лезвие идей | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

31.05.2023

Лезвие идей

В конце мая Омский театр «Галерка» выпустил премьеру, жанр которой необычен для театральной сцены. Зрители увидели драматический трактат «О справедливости» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Спектакль поставил Егор Витько, завершающий обучение в режиссерской мастерской народного артиста России Александра Галибина в ГИТИСе. Его прошлые постановки – «Мастер и Маргарита», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» – эффектны по форме, объединяют разные средства выразительности. В новом спектакле режиссер пошел по пути внешнего минимализма. Совместно с художником Светланой Пузыревой им создан строгий визуальный ряд: черный кабинет с монохромным интерьером, лестницей «в никуда» и лаконичным освещением. Хочется назвать это пространство кафкианским – в силу его холодной мрачности, условности и соотнесенности не столько с бытом, сколько с внутренним миром персонажей.

Кажется, что, работая над инсценировкой романа, Егор Витько сосредоточился прежде всего на мотивах преступления Раскольникова, на природе его душевных искажений. Постановка состоит из эпизодов, в которых под разными углами исследуются убеждения главного героя. По большей части это диалоги Раскольникова с другими персонажами, в которых то логически, то чувственно развенчивается идея о «право имеющих» пролить кровь ради высокой цели. А ближе к финалу Раскольников как будто становится сам для себя оппонентом. События, произошедшие с Родионом Романовичем, в спектакле ушли на второй план, на первом – его внутренние переживания и работа сознания.

Помимо Раскольникова, на протяжении всего спектакля на сцене находятся Соня, Дуня, Разумихин, Порфирий Петрович, Свидригайлов и еще один персонаж, названный в программке Петром Степановичем. Это имя режиссер дал безымянному герою «Преступления и наказания» – студенту, чей разговор с офицером случайно слышит Раскольников (и эта беседа утверждает его в намерении совершить преступление ради «тысячи добрых дел»). По признанию Егора Витько, так он хотел провести параллель между студентом и другим «провокатором» – Петром Степановичем Верховенским из романа «Бесы» Достоевского. В спектакле студент, роль которого исполняет Василий Анохин, напрямую обращается к Раскольникову: уверяет в пользе убийства ничтожной старушонки, вкладывает в руки топор. Для того, чтобы эта аналогия с «Бесами» зазвучала в полной мере, герою В. Анохина пока не достает зловещей, лукавой многоликости Верховенского. Студент больше похож на плод болезненного воображения Раскольникова или одного из его приятелей-сверстников, на досуге обсуждающих «модную» идею достижения общественного блага.

Как бы ни было, такое начало спектакля наводит на мысль, что одна из основных причин преступления по версии режиссера – это заражение Раскольникова деструктивными убеждениями. В другой сцене герой объясняет Порфирию Петровичу и Разумихину суть своей статьи про необыкновенных людей, которым «по совести» разрешается проливать чужую кровь, и обыкновенных, то есть человеческий «материал» (сложно не вспомнить современное циничное слово «биомусор»). Это идеи, в которых справедливость соотносится не с понятиями совести и милосердия, а с понятиями материальной пользы и комфорта. И не раз в этой беседе звучат слова о том, что мысли, изложенные Родионом Романовичем, не новы. Они витают в воздухе, для кого-то оставаясь праздным разговором, а для кого-то, быть может, являясь руководством к действию… В этой сцене любопытна работа Александра Хитрова – следователя Порфирия с вкрадчивым, проницательным взглядом и уверенной улыбкой. Он создает образ человека, который, имея тайную цель, не просто провоцирует Раскольникова, но подталкивает его к частичному переосмыслению позиции. Подходящая для роли Разумихина природа у Андрея Карагодина: внешняя мягкость, цельность, несуетность движений. Но пока он словно бы чересчур отстранён при виде того, как его друг, не шутя, раскрывает свою больную антигуманными идеями душу.

Роль Раскольникова исполняет Евгений Власов, эту актерскую работу можно назвать точным попаданием в образ неврастеника с болезненным самосознанием. Перед зрителями человек незаурядных способностей и устремлений, слишком им переоцененных, что само по себе трагично для амбициозного молодого героя. Длинные монологи Раскольникова звучат энергично, он объясняется жёстко, увлеченно и озлобленно. Но сталкивается с последовательным разрушением своей системы аргументов, оправдывающих право необыкновенных личностей на преступление во имя «математической» справедливости. И сильнее всего разрушает эти аргументы Соня с ее представлением об иной справедливости, Божественной: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Для этого сложного диалога актрисой Натальей Сухоносовой найдена убедительная интонация. Соня выглядит как надломленный и, скорее всего, действительно обреченный на тяжелую судьбу человек, но – с живой, распахнутой для сострадания душой. Признаваясь в совершенном убийстве и своих мыслях, Раскольников вжимается в угол, отворачивается от Сони, как испытывающий стыд ребенок. В этой страдальческой одинокости он все еще пытается ухватиться хоть за какое-то оправдание своим поступкам, сохраняя презрение к миру. И хорошо, что в спектакле нет идеалистического преображения героя, но показано, что это мучительный, громадный для души человека процесс.

Немного странным казалось в начале спектакле присутствие в хоре героев Дуни и Свидригайлова. Но диалог Раскольникова со Свидригайловым считывается как финальный, необходимый этап разочарования главного героя в своих идеях. Свидригайлов, возможно, как раз тот человек, который «посмеет наклониться и взять власть», он способен договориться с совестью ради своих желаний. И, наверное, для того чтобы решиться на публичное признание в преступлении, герою нужно было увидеть Свидригайлова, не имеющего причин в чем-либо «себя сдерживать», и испытать отвращение. Пожалуй, эта первая работа, где у актера Дениса Артеева появилась возможность раскрыться в качестве сложного отрицательного героя, в котором соединились надменность, насмешливость и глубокая страсть – добиться желаемого или отказаться от жизни. Напряженной стала сцена, в которой Свидригайлов предлагает Дуне сделку. В созданном актрисой Кристиной Салангиной характере сочетаются хрупкая женственность и сила страшной решимости. Она не выглядит однозначно положительной героиней, так получилось, что этот эпизод высветил в ней страстную протестную суть, которая роднит ее с братом.

В спектакле «Преступление и наказание» зрители не увидят стройного изложения сюжета романа. Для тех, кто книгу не читал, есть возможность догадаться о происходящем по тому, о чем говорят действующие лица. В любом случае постановка «Галерки» очень интересна тем, как глубоко исследован внутренний мир одного из знаковых героев русской литературы, и тем, как психологически подробно, вовлеченно работают артисты.

Источник: https://kultura55.ru/culturedetails/lezvie-idey