Когда вся жизнь – театр!
В ноябре юбилей отметил председатель Омского отделения Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель театра «Галерка» Владимир Витько.
Заслуженный артист России, сыгравший на сцене десятки разноплановых ролей, талантливый организатор, сплотивший вокруг себя коллектив единомышленников, – авторитет и опора для молодых.
Вперед за мечтой!
Осенью 1990 года Владимир Федорович открыл театрально-культурный центр при строительном кооперативе. «Это было общество свободных людей. Время безумное. Нами руководила мечта создать театр на колесах, чтобы ездить по городам-весям, играть все, что хочешь», – поделится воспоминаниями Владимир Витько в документальном фильме, который в театре подготовили специально к его юбилею. С гастролями коллектив путешествовал всю зиму, а весной ему присвоили статус муниципального театра. Через год «Галерка» обосновалась во Дворце культуры «Юность». Там она провела 12 творческих сезонов. Но в 2005-м здание ДК закрыли на ремонт. Он продолжался долгих 13 лет. В 2018-м «Галерка», наконец, получила новое современное здание – с просторными, красивыми фойе и удобной сценой, гримерками для актеров, репетиционным и тренажерным залами, пошивочным и декорационным цехами. В честь юбилея на сцене любимого театра Владимир Федорович выступал пять вечеров подряд. Перед одним из спектаклей – «Ханума» – журналисту «ОП» удалось побеседовать с юбиляром.
Омск – театральная столица Сибири
– Владимир Федорович, Омск по-прежнему носит статус театральной столицы Сибири?
– Да, это так! И во многих наших театрах этим искусством занимаются очень серьезно. Тому подтверждение – слова известного московского театрального критика Александра Вислова, который в прошлом году был в жюри фестиваля-конкурса на лучшую театральную работу. Он позже признался, что многие регионы считаются «продвинутыми», организовывая различные современные лаборатории, но «Омская область – рулит»! Это его слова. И это притом, что Александр Вислов посмотрел всего лишь по одному спектаклю из репертуара каждого театра. В этом году мы снова будем проводить фестиваль-конкурс, и на этот раз жюри будет оценивать по две работы. Конечно, в театрах процесс развития идет по-разному, где-то активно и мощно, на крейсерском ходу, у кого-то еще только начинаются интересные вещи…
– Как вы думаете, слова Гоголя: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» – по-прежнему актуальны?
– Сегодня эта позиция актуальна как никогда! Наша жизнь сейчас требует морального внутреннего человеческого добра, поскольку мир становится все более и более жесток. Но в этом, правда, ничего нового нет. Когда в начале 20-го века мир сошел с ума и началась Первая мировая война, затем революция, рушились человеческие жизни и судьбы… В театрах царило форменное безобразие! И тогда Анатолий Васильевич Луначарский, а он был первым наркомом просвещения и культуры, насмотревшись на эту вакханалию, возопил: «Назад – к Островскому!»
Отсчет творческой истории
– Война ведь коснулась и вашей семьи?
– Мой отец, Федор Нефодьевич Витько, был разведчиком и прошел всю войну. Я родился уже в 47-м в Латвии, в Риге. Отец работал в республиканском военкомате. Мы несколько раз переезжали и в 1962 году оказались в Алма-Ате. Там я попал в народный театр, потом в студию «Галерка» – и понеслось. Моим первым наставником был Анатолий Тарасов. Выпускник школы-студии МХАТ, он приехал в алматинский ТЮЗ по распределению – с женой и ребенком, но ему не понравился репертуар, и он создал свою студию.
– Вы тоже с чистого листа создали свой театр, можно сказать, даже дважды. Когда собрали коллектив и когда добились открытия нового здания «Галерки», хотя в это мало кто уже верил.
– 2 ноября исполнилось четыре года, как мы живем в этом здании. Сейчас уже к нему привыкли, а первое время ходили, как в гостях. А отсчет творческой истории «Галерки» мы ведем с первой премьеры, которая состоялась 8 декабря 1990 года. Это была сказка «Мисюська». Мы ее играли на сцене Дома учителя. Арендовали зал. Но если делом заниматься серьезно, оно имеет тенденцию к развитию, что и произошло. Нам там стало тесно. Как раз в это время был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора ДК «Юность». И я его выиграл. Мы переехали в ДК, переделали зрительный зал. Он был на 600 мест, такой длинный сарай. Глубина сцены – всего 5 метров. В 2005-м мы получили статус государственного областного театра и… встали на ремонт. Это было в сентябре. С этого момента началась наша «бездомность». Но мы времени зря не теряли. За 13 лет освоили север – выступали в Сургуте, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Ноябрьске. В Омске играли на площадках Дома актера, Музыкального театра, «Арлекина». Участвовали в фестивалях и ждали, когда же построят наш новый дом.
Идеальный вариант провинциального театра
– Вы активно участвовали в проектировании нового здания?
– Мы сидели вместе с архитектором и просчитывали каждый квадратный сантиметр. 12 ноября 2018 года Владимир Мединский, тогда министр культуры России, вместе с губернатором Александром Бурковым посетили наш театр с инспекцией. Для них провели экскурсию. И Владимир Мединский отметил, что это идеальный вариант провинциального небольшого театра, где производственный цикл сформирован таким образом, что все удобно, все под рукой.
– Одно дело – стены поставить, другое – жизнь вдохнуть. Что сейчас готовит для зрителей «Галерка»?
– В год у нас 5–6 премьер. Мы много работаем, и актеры этому рады, потому что, во-первых, это творчество, а во-вторых, это отражается на зарплате, что немаловажно. Актеры танцуют, занимаются вокалом. Недавно выпустили спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Егора Витько. А после новогодних каникул, когда ребята немного отдохнут, приступим к репетициям постановки «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. В 2024 году планируем провести второй Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск» и уже начинаем потихоньку к нему готовиться. А еще я хотел бы поставить пьесу Кирилла Витько «Ожидание». Он, когда был в Москве, подрабатывал в ресторане официантом и писал о том, что знал. Там немало интересного…
– Владимир Федорович, позвольте пожелать вам на юбилей нескончаемых зрительских оваций…
– Спасибо! А я сейчас на сцену – играть князя Вано Пантиашвили в спектакле «Ханума». Так что до встречи в зрительном зале.
Автор: Наталья Бельская
Фото: Евгений Кармаев