Ирина Кирдяшкина: «Русская музыка и русский классический театр – это моё». | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

15.04.2019

Ирина Кирдяшкина: «Русская музыка и русский классический театр – это моё».

Омский драматический театр «Галёрка» всегда отличал особый пиетет к русской культуре. Поэтому с таким вниманием и уважением здесь относятся к русской песне, не зря ведь ее принято называть душой народа. Исстари с песней плакали и радовались, отмечали любые праздники, признавались в любви. Тем, как поют артисты «Галёрки», пронзительно и душевно, восхищались зрители в разных уголках нашей страны и за рубежом. В некоторых спектаклях актёры выступают как настоящий музыкальный ансамбль. А помогает актёрскому коллективу замечательный педагог по вокалу Ирина Кирдяшкина, почти 15 лет работающая в театре. Также она руководит хоровым классом в одном из старейших учебных заведений города – Омском музыкальном училище имени В.Я. Шебалина, которое готовится отметить 100-летний юбилей.

Важные встречи

Очень многое в жизни Ирины Юрьевны сложилось благодаря встречам с талантливыми педагогами, сильными личностями, которые помогали ей делать важные шаги. Первым таким человеком стал преподаватель хорового искусства в музыкальной школе №9 Дина Яковлевна Твардовская, прошедшая школу знаменитого российского хормейстера В. Минина. Хор под ее руководством выступал по всей России и даже за границей в тяжелые 90-е годы, занимая высокие места. Чувство локтя, ответственность за общее дело – этому учили юных вокалистов, и именно это во многом определяет сегодня подход Ирины Юрьевны к своей профессии и к жизни.

В училище имени Шебалина к этим качествам добавились и открытость новому, неизвестному, умение не пасовать перед трудностями. Мудрый педагог Вера Николаевна Попова с первого курса отправляла своих студентов работать с большим хором Политехнического института. «Она просто говорила: сегодня руководишь ты, – вспоминает Ирина Юрьевна. – И это была хорошая школа. Сначала было жутко страшно, непонятно, что делать с этими малознакомыми людьми. Но в конечном итоге все это вылилось в правильный опыт, в понимание того, что в любой ситуации ты должен собраться и довести дело до конца. И в веру в то, что любые сложности можно преодолеть, если ты готов трудиться над ними». Эта закалка помогает Ирине Юрьевне не бояться не выполнимых на первый взгляд творческих задач, которые так нередки в театральном деле, и вдохновлять своих коллег-артистов и юных учеников.

После Шебалинки – поступление в Уральскую консерваторию имени М.П. Мусоргского и обучение у профессора Аллы Литвиной, настоящего подвижника в сфере хорового искусства, автора множества масштабных творческих проектов. А затем возвращение в Омск – к будущему мужу, с которым она была знакома с детского сада. Ирина Юрьевна признается, что верность своему делу и чувствам – это часть характера, и ей гораздо ближе упорно развиваться в выбранном направлении, чем искать себя в разных сферах.

В родном городе её пригласил на работу выдающийся хормейстер Николай Сергеевич Якуничев, руководивший в те годы Училищем имени Шебалина. Он же мягко направил её по театральному пути.

– Он был очень хорошим, близким другом руководителя театра Владимира Фёдоровича Витько. Николай Сергеевич – это один из самых знаменитых хормейстеров в Омске, который знал все о хоровом искусстве. К сожалению, он уже не с нами. Но так получилось, что именно он привел меня в театр и в конечном итоге оставил место в музыкальном училище. Это тот человек, который в большой степени определил мою жизнь. Развернул ее в правильном направлении. Я думала только о работе с хором, а он просто сказал: Ира, ты ведь живешь недалеко от «Галёрки», иди, попробуй. Это был сентябрь 2005 года, начало театрального сезона.

В театральную работу пришлось окунаться сразу. Задав несколько вопросов о театре, Владимир Фёдорович тут же повел юного вокалиста на репетицию – готовить с актёрами музыкальный материал к спектаклю «Шельменко-денщик». Потом был спектакль «Сергей Есенин», впоследствии ставший обладателем многих престижных наград. Подбирали материал, делали аранжировки песен на стихи поэта и в итоге создали редкий с точки зрения музыкального оформления спектакль. «Там зритель слышит ансамблевое пение, звучит немного голосов и каждый ведет свою линию. Это очень сложно даже для профессиональных музыкантов», – отмечает Ирина Юрьевна.

За годы в «Галёрке» педагогу по вокалу удалось поработать с разными режиссёрами – Андреем Максимовым, Евгением Рогулькиным, Кириллом Витько, принять участие в подготовке выступлений театра во Франции и Италии. Бывали спектакли, которые можно назвать уникальными музыкальными полотнами, как, к примеру, «Лето Господне» по Ивану Шмелёву в постановке Андрея Русинова. Год жизни патриархальной купеческой семьи был представлен со всеми церковными и бытовыми праздниками. Все события имели свой музыкальный оттенок. Духовная музыка была подобрана настолько гармонично и точно, что это отметил сам Митрополит Омский и Тарский Феодосий, посетивший премьерный показ спектакля. А познакомиться с этой музыкой и полюбить ее Ирине Юрьевне помогли студенческие годы в Шебалинке, где сразу, как только позволила историческая и политическая ситуация, обратились к изучению хоровой церковной культуры страны.

Учить и учиться

Уже несколько лет в творчестве Ирины Юрьевны объединяются два направления – работа в театре «Галёрка» и обучение хоровому искусству студентов училища им. Шебалина. Такое пересечение всё время подталкивает к росту – как профессиональному, так и личностному. Ведь для того, чтобы студенты справились со своей программой, чтобы артисты не переживали за музыкальную составляющую спектаклей, нужно быть не просто педагогом, но и вдохновлять, поддерживать. И даже – предугадывать возможные трудности.

– Я всегда помню, какая на мне лежит ответственность. Для студентов нужно быть авторитетом, а иногда мамой, для артистов – поддержкой. И я пытаюсь найти ключ к каждому ребенку из училища (а это около 50 человек, включая приглашённый состав). Я ценю индивидуальный подход, без него нельзя, любой коллектив – это собрание индивидуальностей. Так же и в театре. Творческие люди очень близко все принимают и критически к себе относятся. Поэтому моя задача – внушить уверенность, вместе работать до тех пор, пока актер не почувствует, что он справляется.

Ирина Юрьевна признается, что часто именно в театральном процессе находит то, что помогает ей в обучении студентов. Театр дает возможность расширить представления о традиционной работе с хором.

– Мы перенимаем то, как относятся к слову драматические актеры. Это всегда продуманное, прочувствованное отношение к тексту. Так выразительно, как актер, часто не споет даже профессионал. И мы в училище стараемся привить ученикам желание вникать в смысл художественного слова, выражать его через пение. Поэтому часто мы просто разговариваем о художественных произведениях. Я всё время рассказываю студентам о литературе и о своем отношении к чему-то, рекомендую прочитать определенные книги к занятиям. Ведь проблема есть – многие дети сегодня мало читают и с трудом формулируют свое мнение. Стараемся вместе это преодолеть.

Студенты Ирины Юрьевны не только ходят в театр как зрители, нередко они участвуют в музыкальных программах «Галёрки», а учащиеся дирижерско-хорового отделения училища даже поют в спектакле «Сергей Есенин». Хор Шебалинки дает концерты на ведущих площадках города, в числе которых Концертный и Органный залы филармонии, выступает с такими известными коллективами, как Омский симфонический оркестр и Камерный хор «Певчие». Ребята осваивают сложнейшие произведения, новые направления в хоровом искусстве (например, хоровой театр) и участвуют в фестивалях и конкурсах. В 2017 году коллектив стал обладателем Гран-при международного конкурса «Сто друзей».

Ирина Юрьевна верит, что в основе многих достижений лежат не только природные данные, а гораздо чаще – любовь к делу и постоянный труд. И в театре ее всегда восхищает эта способность людей работать без оглядки на время.

– Всё достигается большим трудом – режиссёров, артистов. Они готовы работать круглосуточно, для них не существует графика. Это они меня приучили к максимальной ответственности за коллектив и бесконечному репетиционному процессу. У нас обязательны распевки – это важно и с профессиональной и психологической точки зрения. Недавно мы репетировали «Женитьбу Бальзаминова». Там нужно петь на подвесном мосту, который в это время шатается – конечно, это непросто. Но я всегда говорю актерам: все будет хорошо, верьте мне. И репетируя, мы воссоздавали эти сценические условия, чтобы быть действительно подготовленными.

Оглядываясь на свой путь в театре, Ирина Юрьевна признается: «С годами я все чаще ловлю себя на мысли, что по-настоящему тяготею к русской музыке. Поэтому русская музыка в русском классическом театре – это моё. Все сошлось. Наверное, я счастливый человек в этом отношении».