Дорогой зритель! Будем ближе!
Представляем вашему вниманию цикл интервью. Сегодня беседуем с актёром… нет, с режиссёром Артёмом Савиновым.
– Здравствуйте, Артём.
– Здравствуйте!
– Артём, актёр или режиссёр?
– И то, и другое, потому что… это те двери, через которые можно входить в нашу профессию. Есть дверь актерская, есть дверь режиссерская, но так или иначе мы попадаем в театр. Это одно большое общее дело, где работают как актеры, так и режиссеры. То есть, нельзя же сказать, что спектакль поставлен режиссером. Нет! Спектакль поставлен всеми: и актером, и режиссером, и постановочными цехами, и художником, и хореографом, и концертмейстером. Важны все, а особенно те люди, которые убирают сцену до того, как актеры на нее выходят. Актеры должны говорит спасибо, за то, что их ноги касаются чистой сцены.
– Это командная работа, где важен каждый элемент?
– Да, важен каждый – это как частички пазла. Без одного картинка всегда будет неполной.
– Откуда взялось желание поступать на режиссуру?
– Появилось желание взглянуть на профессию с другого фланга. Если обычно была видна картинка изнутри, из игрового процесса, то сейчас есть возможность взглянуть как человек, который заливает внутрь эти мысли, идеи, обязательно разбирает с актёрами их роли, персонажей. Не было определённого рывка, что мне необходимо поступать на режиссуру. Мне было необходимо развиваться дальше в профессии. Безусловно актёр и режиссер – это совершенно два разных человека по своему мировосприятию, по мозгам, что называется. Но нельзя забывать, что многие
именитые режиссеры выходили из актерской профессии. Им помогала актёрская практика в прошлом.
– А Вам помогает?
– Мне сложно судить, пока не так много поставлено спектаклей. Но это интересно, мало актёров задумывается о своей роли в концепции всего рисунка пьесы, драматургического материала. А тут появляется такая возможность видеть объем пьесы, видеть целое. Михаил Чехов еще говорил о важности чувства целого. Есть понимание чувства целого не только в своей роли, но и роли внутри целого спектакля.
– Сейчас идёт работа над постановкой «Дон Жуан». Многие авторы брали этого персонажа для размышлений. Почему Вы выбрали Мольера? Чем определён выбор?
– Ну, во-первых, фигура самого Мольера. Очень интересная, провокационная фигура, манящая меня с профессиональной точки
зрения. Он вобрал в себя целых три ипостаси – актерскую, режиссерскую и драматургическую. На сколько он объемно понимал театр, время в которое жил, человека. И мне кажется, что система Станиславского в том виде, в котором мы ее знаем, опиралась на то, чего в своё время достиг Мольер. Ведь он стал выстраивать живые человеческие диалоги, заставлял актёров двигаться. В то время театр был декламационный. Например, театр «Бургунский отель», где актер выходил на сцену в красивом костюме, красиво произносил текст, замерев в красивой позе. Мольер вывел действие на сцену. И сейчас, сталкиваясь с его текстами, я понимаю, что они для русского актера сложны. Нужно все прожить и через себя пропустить.
Европейский театр очень техничный, именно с точки зрения актерской игры. Моментальное переключение с объекта на объект, с отношения на отношение. Оно работает по щелчку, и они умеют этим управлять. У нас же, мыслительно-чувственный процесс занимает больше времени. У Мольера присутствует «игра в одно касание», как говорится, чтоб «ноготь просунуть было нельзя» в актёрской игре. Вот на сколько игра должна быть молниеносной.
– Каково прочтение образа Дон Жуана в вашем спектакле? С чем столкнётся зритель?
– Он столкнётся с молодостью, красотой, ибо, как говорят многие, Дон Жуан – это воплощение зла, а зло должно быть красивым, свободным, одиноким… Нужно понимать, что есть человек вольный, а есть человек свободный. Воля – это следование правилам, а свобода уже за пределами воли, это саморазрушение, что мы и наблюдаем в Жуане. Если вспомнить «Потерянный рай» Джона Мильтона, где главный герой – Люцифер, падший ангел, который захотел свободы и повлёк за собой разрушения. В первую очередь, разрушая себя. Такую же ситуацию мы наблюдаем в «Дон Жуане», когда совершенно прекрасный во многих отношениях человек, постепенно разрушается и погибает.