29 мгновений «Галёрки»
Когда в афише появились «Шуты села Степанчикова» по Ф. Достоевскому и «Фрол Скабеев» по Д. Аверкиеву, решено было ехать в Санкт-Петебург. За 17 гастрольных дней зрители Петербурга увидели 7 спектаклей, в том числе «Дядю Ваню» А. Чехова, «Рядовых» А. Дударева, «Уходил старик от старухи» С. Злотникова, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Прощание в июне» А. Вампилова.
Из воспоминаний Татьяны Бакулиной, заведующей литературно-драматургической частью театра:
…Вот уже и в прошлом петербургские гастроли «Галёрки». Но осталось волнение, которое еще долго будет подогреваться нашей эмоциональной памятью. Что ни говорите, а было грустно расставаться с городом на Неве, где первым великим режиссером стал сам император Петр. Мы бродили по городу-театру, любовались декорациями лучших итальянских сценографов, удивлялись смысловой точности, эстетике рожденных на века мизансцен.
– Избалованная и пресыщенная петербургская публика. – поведал нам писатель Виктор Кузнецов незадолго до начала нашего первого спектакля «Фрол Скабеев», – разучилась над «вымыслом слезами обливаться».
Похоже, мы все излишне закалились. Трудно поверить, почти невозможно согласиться, но привыкли, притерпелись к реальным драмам, трагедиям, смерти, крови. Фантазия какого гения может сегодня соперничать с нашей действительностью?
Всякие посещали мысли накануне открытия гастролей. В афише за 23 июня значился спектакль «Фрол Скабеев», любимый омским зрителем – не столь избалованным, но не менее взыскательным. Но имя драматурга Дмитрия Аверкиева, современника А. Н. Островского, напрочь забыто петербуржцами. И вот неизвестный провинциальный театр из Омска предлагает Питеру свою версию… Сильно волновались актеры, тем более что на открытие приглашен Станислав Илюхин, режиссер-постановщик спектакля.
Зрителей было немного, но они на одном дыхании приняли русскую комедию о похождениях плута и вора Фролки Скабеева. Любопытно было узнать в антракте первые впечатления от «Галерки».
– Достойные декорации, изысканные костюмы, интересные сценические решения, полная отдача артистов… Никакого налета провинциальной нищеты и заброшенности, — таково мнение режиссера киностудии «Лен-фильм» Игоря Москвитина (кстати, он посмотрел едва ли не весь наш репертуар и пригласил на кинопробы О. Курлова и П. Кондрашина). Как выяснилось на последующих спектаклях «Фрола Скабеева» (играли его 4 раза!), зрителей подкупала абсолютная раскрепощенность молодых актеров Олега и Елены Курловых, Светланы Суконьщиковой, Павла Кондрашина, работавших на пределе искренности. Яркий, зрелищный спектакль с добрым энергетическим полем все-таки встряхнул петербуржцев. Последний поклон актеры дарили уже полному залу благодарной публики.
Кто смотрел «Семейный портрет с посторонним», остался доволен фейерверком актерского темперамента артистки Светланы Гассан.
Как бы то ни было, к аншлагу «Галерка» все-таки пришла…
Гастроли начали набирать силу со спектакля по Ф. Достоевскому «Шуты села Степанчикова». Именно в Петербурге стало попятно, на сколько современен и необходим сегодня Ф. М. Достоевский всем нам. Научный сотрудник музея – квартиры Достоевского (Кузнечный переулок – 5/2) Мария Брусовани делилась впечатлениями в антракте:
– Мне по роду деятельности приходилось не раз видеть инсценировку романа Ф. М. Достоевского. Ваша версия «Села Степанчикова и его обитателей» ввела меня в состояние жуткой тревоги: почему наш народ так неразборчив в авторитете власти, почему нас подчиняют Фомы Опискины? Мне стало страшно за будущее… Такое эмоциональное воздействие оказал на меня Фома Фомич в органичном исполнении актера Константина Левашова.
7 июля спектакль «Шуты села Степанчикова» из Москвы (в качестве зрителя!) приехал режиссер-постановщик Сергей Стеблюк. Конечно, приятно, но и ответственно: сохранил ли театр режиссерский замысел?
В этот вечер на просмотре встретились два режиссера – Андрей Максимов, который ставил в БДТ имени Товстоногова «Село Степанчикова» и Сергей Стеблюк, поставивший спектакль на омской сцене. О чем говорили два элитарных зрителя – нам неизвестно, но факт сам по себе совсем небезынтересный.
Признанным фаворитом гастрольного репертуара все же стал спектакль «Дядя Ваня и другие» А.П. Чехова. Зрительское «браво» было обращено, прежде всего, к Войницкому – актеру Владимиру Витько.
Мы благодарны тем, кто нас услышал в Петербурге и кто понял в Омске, как необходимо молодому театру именно «по-крупному» начинать гастрольную деятельность. Хотя бы ради высокого уровня оценочных критериев.
В 1995 году из Майкопа в «Галёрку» приехал актёр Николай Анкудинов. Спортивный, работоспособный, обаятельный артист, до самозабвения преданный профессии. Любовь омских зрителей пришла к нему с Расплюевым в комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». За эту роль удостоен диплома лауреата в Омском областном конкурсе «Лучшая театральная работа 1996 года» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Его занавес закрылся 27 марта 1997 года в Международный день театра. Не стираются из памяти созданные Анкудиновым образы: Ежевикина ( «Шуты из села Степанчикова»), Гаврилы Белигина («Женитьба Белугина»), Лычикова ( «Фрол Скобеев»).
Театральный проект «29 мгновений «Галёрки»: