Статья в "Страстном бульваре, 10"
II Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск»
Универсальный язык Достоевского
Открытие II Международного театрального фестиваля «Достоевский. Омск» состоялось в день рождения Федора Михайловича, 11 ноября. За семь дней было показано девять спектаклей театров из Минска, Рязани, Санкт-Петербурга, Москвы, Стерлитамака, Оренбурга, Омска, Тары. Хозяин фестиваля – Омский драматический театр «Галёрка» – смог представить зрителям и членам жюри афишу, удивляющую разнообразием форм и жанров: от традиционного психологического театра до рэп-мюзикла.
Театральный форум открывал Национальный академический драматический театр им. М. Горького из Республики Беларусь. Спектакль «Идиот» в постановке Иваны Жигон, которая опиралась в работе на инсценировку своего отца Стевы Жигона, покоряет многогранностью и полифоничностью. По-мальчишески трогательный, обладающий витальной, природной радостью князь Мышкин в исполнении Андрея Сенькина предстаёт не только наивным и озорным юношей, но и провидцем (каким, возможно, был и сам писатель). Князь словно предчувствует будущие встречи и события, слова звучат в его голове еще до того, как будут произнесены наяву. И дальше режиссер углубляет эту тему «провидчества», вкладывая в уста артистов актуальные слова Достоевского о России, о мире, о возможностях спасения в высшем смысле этого слова. Невозможно не отметить сильные актерские работы Вероники Пляшкевич – красавицы Настасьи Филипповны, с мощной энергетикой женственности, манкости и осознанного саморазрушения, Кирилла Никитина – ущербного в своем высокомерии Гани Иволгина, Александра Полозкова – строгого генерала Епанчина, на чьем аристократическом лице порой читается самая живая растерянность от невозможности управлять страстями ближних…
Спектакль «…И наказанiе» Рязанского театра кукол – сложная в плане художественного воплощения, полная метафор театральная работа. Актеры здесь не «спрятаны» за кукол, они на первом месте и часто общаются с куклами как с альтер-эго, словно бы ведя диалог со своей душой. Известный режиссер Олег Жюгжда привносит в спектакль по роману «Преступление и наказание» элементы театра теней, мультимедиа, играет с масштабом, заставляя быть на равных большого человека и маленькую куклу. Иногда кажется, что средств выразительности слишком много, но все они создают цельную картину, погружая в мир подсознательного. И тогда становится понятно, почему Раскольников не раскаивается, но признается в преступлении и идет на каторгу – его ведёт то, что логикой не постичь. Очень затратно, напряженно играет Василий Уточкин, исполнитель роли Раскольникова, похожий на маленького человека Гоголя, в которого, как бесы, вселились «наполеоновские» идеи. Тонко работают обладающие интересной актерской индивидуальностью Валерий Рыжков (Мармеладов) и Константин Кириллов (Свидригайлов).
Трагикомедия «Дядюшкин сон» Московского драматического театра «Сфера» тоже порой рождает ассоциации с Гоголем – так вкусно выписана жизнь Москалевых, тот гротеск и фарс, которым пронизаны отношения героев. Энергично, с упоением ведет свою игру Марья Александровна (з.а. России Татьяна Филатова), мечтающая выдать свою дочь Зину за престарелого князя (з. а. России Вадим Борисов). В эйфории вдохновенного обмана она закружит в страстном испанском танце Мозглякова (Даниил Толстых), а наставляя мешковатого, но необыкновенно обаятельного мужа-простака в исполнении Александра Филатова явится весьма приземленной, хамоватой особой. Обилие комических сцен, трюков не дает зрителю заскучать, но и настоящая глубина постановке народного артиста РФ Александра Коршунова не чужда. Пронзительны сцены с трогательным Князем К. и Зиной (Екатерина Богданова), когда почти отживший человек вдруг вспоминает о своей былой любви благодаря исполненному девушкой романсу. Или когда Зина признается князю в обмане и, кажется, что в этот момент они чувствуют друг в друге родственную душу. Так, за ворохом сладких иллюзий и наглого вранья открывается душевное пространство для сокровенного, подлинного.
Спектакль «Белые ночи», поставленный санкт-петербургским режиссером Андреем Сидельниковым в Русском драматическом театре г. Стерлитамак, безусловно красив. Здесь Петербург Достоевского не мрачен, а загадочен, как греза или сновидение, благодаря атмосферному визуальному мультимедиа ряду, художественной световой партитуре (художник-постановщик Николай Слободяник, художник по свету Денис Солнцев). Свет симпатии, вспыхнувшей между главными героями, показан буквально – как огоньки гирлянд, ожерельем окутывающие Настеньку и Мечтателя (Василиса Сунарчина, Александр Коробейников). Но в этот сентиментальный мир очень ловко и естественно врывается ирония: то длинным шлейфом, подобно пуповине соединяющим Настеньку с бабушкой, то фарсовой, хулиганской оперой, в которой девушка рассказывает свою историю любви к супергерою. Постановочной команде удалось найти тот язык визуальных образов, те музыкальные решения, которые открывают зрителю чувственную сторону повести Достоевского – томление, боль и радость юношеской любви. Особо хочется отметить игру з. а. Республики Башкортостан Артура Ишмухаметова – рассказчика истории, а, может, и самого Мечтателя, спустя много лет вспоминающего свое чувство к Настеньке с интонацией светлой грусти.
Организаторам фестиваля было важно отразить в афише значение Омска в судьбе Достоевского, ведь четыре года в остроге на берегу Иртыша кардинально изменили мировоззрение Федора Михайловича, опыт каторжной жизни лег в основу его произведений. Северный драматический театр имени М.А. Ульянова из г. Тара Омской области представил спектакль «Наказание. Эпилог», в котором режиссер Константин Рехтин соединил «Преступление и наказание» и повесть «Записки из Мертвого дома». Родилась история, которую можно назвать авторским переложением текстов Достоевского. На сцене, рядом с Раскольниковым (Михаил Кузнецов), сожалеющим о своей «слабости» – мол, зачем признался – существуют арестанты, Соня (Татьяна Власова) и Автор в образе гончара (Роман Николаев). Иногда с воплощением рискованного замысла тарского театра можно было поспорить, но что точно убедило и вызвало большой интерес – это образ Порфирия Петровича, к которому возвращается в воспоминаниях Раскольников. Актер Василий Кулыгин играет человека уверенного и опытного, порой уставшего, который, кажется, озабочен не столько раскрытием убийства и защитой гражданских законов, сколько соблюдением законов высших: тем, чтоб молодой преступник понял, что Бог не зря дал ему эту жизнь и этот путь.
Свое прочтение «Преступления и наказания» Достоевского, и тоже довольно смелое, показал «Рэп-театр» из Москвы. Артисты представили рэп-мюзикл, тексты для которого написал художественный руководитель театра, рэп-артист Лев Киселев, бережно сохранивший лексику и основные сюжетные линии романа. История Раскольникова передана динамично, с эффектными, но лаконичными художественными образами. В финале режиссер Захар Насакин делает акцент на образе матери Родиона, Пульхерии Александровны – ее внутреннем монологе-песне, которого нет в романе, но в исполнении молодой актрисы Карины Мостовой он звучит так пронзительно, что хочется верить этой боли материнского сердца.
Роман «Братья Карамазовы» был представлен на фестивале спектаклем «Смердяков» Санкт-Петербургского камерного театра «ТОК». Жанр постановки – публичный допрос, в пространстве малой сцены происходит беседа Смердякова со следователем, где он произносит свою мучительную, не облегчающую душу исповедь. Сверхнапряженная и точная игра Дениса Секирина, его владение пластикой и интонацией позволяют погрузиться в подсознание того, кто убил отца, увидеть нюансы его мотивов, почувствовать душевную муку, которая сопровождала Смердякова с детских лет и захватила целиком после преступления. В яростных, отчаянных стихах-зонгах героя эта невыносимость жизни без любви, без капли тепла достигает пика. Небольшую роль следователя, которая от безучастной интонации допроса приходит к нотам сочувствия в голосе, исполняет Екатерина Максимова (она же – режиссер спектакля).
На камерной сцене был сыгран также моноспектакль «О, не ставьте мне монумента!» по повести «Село Степанчиково и его обитатели». Режиссер спектакля и исполнитель всех ролей – заслуженный артист России Сергей Кунин, актер Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького. Внимание зала было захвачено полнокровной игрой, молниеносными переходами от одной роли к другой. Да и сама тема произведения (манипуляция чувствами людей) звучала злободневно, давая понять, что юмор Достоевского – порой вещь весьма серьезная.
Открывшийся «Идиотом» фестиваль «Достоевский. Омск», им же и завершился. Спектакль по этому роману представил Омский драматический театр «Галерка». Здесь актеры существует в рамках традиционного театра и буквы автора, но режиссеру Владимиру Витько удалось сделать наиболее яркими, рельефными светлые моменты романа: признание Мышкина в любви к Настасье Филипповне (Дмитрий и Екатерина Цепкины), зарождение отношений между Львом Николаевичем и Аглаей (Анастасия Загоруй). Обаятельны и чета Епанчиных (роль генерала исполняет Сергей Дряхлов, генеральши – з.а. РСФСР Валентина Лебедева), и говорливый хлыщ Лебедев, сыгранный Артемом Савиновым. Несмотря на неизбежность трагического финала, остается ощущение, что любовь – случилась и была светла.
Театральный форум представил также просветительскую программу для зрителей и участников: прошли лекции, круглые столы, мастер-классы и встречи с актерами, режиссерами, театроведами и исследователями творчества Ф.М. Достоевского. Большим событием стала творческая встреча с народным артистом России Александром Михайловым, рассказавшем, среди прочего, о своих ранних работах в театре – ролях Раскольникова и князя Мышкина.
Фестиваль был конкурсным, в состав жюри вошли доктор философских наук, кандидат искусствоведения Галина Вербицкая (Уфа), заслуженный журналист Чеченской Республики, филолог Раиса Сайдулаева (Грозный), театровед, преподаватель Евгений Авраменко (Санкт-Петербург). Список лауреатов фестиваля и обладателей призов жюри так объёмен, что может стать предметом для отдельной статьи. Но важнее итогов те смыслы и эмоции, которые подарил зрителям и участникам фестиваль, впечатления от сильных актерских работ и сам процесс познания «вселенной» Достоевского через спектакли и беседы.
Анна Белова